Игра как форма организации дошкольного учреждения. Игра как форма организации жизни и деятельности детей

Классификация детских игр.

1. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Рассмотрим эти положения.

В игре находят выражение основные потребности ребёнка. Прежде всего, ребёнку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию жизни взрослых. По мере развития ребёнка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему не доступна. В игре ребёнок берёт на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребёнок действует самостоятельно, свободно выражать свои мысли, чувства, желания. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат и оберегают, в игре ребёнок может всё: плыть на корабле, лететь в космосе и т. п. Таким образом, малыш, как указывает К. Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Ребёнку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира. Детские игры во всём их многообразии предоставляют ему возможность создавать новые, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры.

Ребёнок – существо растущее и развивающееся. Движение – одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических.

В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребёнку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинении, потребности. Наличие таких отношений говорит о том, что группа становится «играющим коллективом». (А. П. Усова)

В недрах игры зарождаются и выделяются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учатся ставить цели, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

В своё время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том числе воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребёнок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться учебная деятельность, указал В. В. Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия. Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребёнку овладеть другими типами замещения, например, моделями, схемами, что потребуется в учении.

Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развёртывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предмета. Воображение помогает ребёнку принять условности игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребёнок видит грань между воображаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как будто».

2. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофёра), ребёнок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в неё, вживается, проникает в её чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребёнка имеют положительное значение. Представим себе, девочки играют в семью: Лиза изображает ласковую, заботливую маму, Настя – властно командует детьми, покрикивает на своего «мужа». Если мы сравним чувства, испытываемые в играх «мамами», действия и способы общения, в которых они упражняются, то станет ясно, как по-разному скажутся подобные игры на формировании характера, отношении к окружающей жизни.

Н. К. Крупская подчёркивала полярное влияние игры на развитие ребёнка в зависимости от содержания деятельности: путём игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребёнка.

С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребёнка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания - значит повлиять на её содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представление о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребёнка, развитию образных форм познания, упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается её значение для нравственного развития ребёнка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребёнок чаще, чем в реальной жизни, становится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить). Например, Егору расхотелось подвозить панели для строительства школы, вот быть крановщиком – другое дело. Но крановщик – Алёша, а если он, Егор, выйдет из игры, то она нарушится. Как быть?

Подобные нравственные коллизии часто возникают в играх с правилами: «ловишка» дотронулся до убегающего от него Саши, но никто не заметил. Как поступить: продолжать бегать или сесть на скамейку, где собрались другие «осаленные» водящим дети?

В играх развиваются творческие способности ребёнка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игр игрушек-самоделок, элементов костюма. Понаблюдаем, на сколько выразительнее речь, мимика, движения в игре, чем в повседневной жизни!

Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать её «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

3. Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществляется воспитательная работа в детском саду. Всё время пребывания ребёнка было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н. К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская писала: «игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребёнка игрой высказывал Макаренко. Сам он блестяще реализовывал эту идею, работая с трудными подростками.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой им подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей.

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с её помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приёмы руководства в каждом конкретном случае.

Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребёнок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнёров и т. д.; именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

1. отношения, которые определяются содержанием игры, правилами игры;

2. реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникающего между играющими).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребёнка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, малыш стремится к общению с ним, беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребёнок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т. е. жертвовать своими интересами ради общения с партнёром. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений. Таким образом, на основе реальных отношений формируются (или не формируются) качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определённым образом, устанавливать связь с партнёрами.

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А. П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; происходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общения.

Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно у детей с проблемами развития. Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности. Но у всех дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения, которые реально обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь своё определённое место в распорядке дня и педагогическом процессе в целом. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях складывается тенденция к использованию времени, отведённого на игры, для каких-либо занятий, что не допустимо. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развёртывать игры, зная, что их не будут отвлекать.

Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. В форме игры проводятся многие занятия, что повышает их эффективность.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностью. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку, по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

4. Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учётом его функции в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углублённого изучения природы игры, особенностей каждого её вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

В силу разнообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов.

В отечественной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошёл И. Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской.

П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими , подчёркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами . Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регулирующих отношения между играющими, способы использования игрового материала. Но эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру, во-вторых, часть их носит скрытый характер. Так, дети отказываются принимать в игру ребёнка, потому что он всегда затевает ссоры, хотя и не оговаривают предварительно правила «не будем принимать в игру того, кто ссорится». Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочивания деятельности.

В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п., но неизменной остаётся направленность ребёнка на решение игровой задачи в рамках принятых правил.

Система руководства игровой деятельностью в младшем дошкольном возрасте

O Первый этап – Диагностический .

Игра как деятельность.

Задачи.

1.Выявить отношение детей к игровой деятельности (потребности, мотивы, эмоциональное отношение).

2. Определить уровень развития игровой деятельности (освоение ей элементов: замысел, предмет, роль и т.д)

Методы.

· Беседа с ребенком.

Игра как форма организации жизни детей. .

Диагностика направлена на выявление уровня самостоятельности и самоорганизации детей в игре, особенностей общения детей друг с другом в игре, ориентации детей вигровой среде и умения ее создавать.

Методы.

· Наблюдение за игровой деятельностью.

· Беседа с ребенком.

· Выделение места и времени в режиме дня

· Создание предметно-игровой среды.

Педработа на последующих этапах строится с учетом данных диагностики (индивидуальный уровень развития игр деятельности) и возрастной динамики развития игровой деятельности.

O Второй этап – Подготовительный .

Игра как деятельность.

Задачи.

1. Вызвать у детей желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни и
литературных произведений.

2. Учить отражать в игре действия и взаимоотношения людей и героев литературных
произведений.

3. Обогащать содержание детских игр посредством формирования знаний труде
взрослых, явлениях окружающей действительности, смысле и назначении различных действий людей и героев произведений, их гуманистической направленности.

4. Учить использовать в игре разнообразные средства выразительности (движения,
мимика) для передачи игрового образа.

5. Учить использовать для игры разнообразные игрушки и предметы-заместители,
изменять игровую среду в соответствнн с изменением сюжета игры.

6. Вызвать у детей желание комбинировать в игре представления об окружающем мире
сюжеты различных произведений.

Методы и приемы

Наблюдения за деятельностью взрослых (преимущественно трудовой} Специфика наблюдений за трудом взрослых - знакомство с целостным трудовым процессом. Это может быть конкретный бытовой процесс, близкий детям. 1 часть наблюдения - ситуация, вызывающая необходимость в результате труда, 2 часть - дидактическое вычленение всех компонентов трудового процесса, 3 часть - оценка соответствия результата труда замыслу, использование результата по назначению. В отличие от работы с детьми в первой младшей группе акцент делается не только на компонентах трудовой деятельности, но и на отношение человека к предмету труда.



· Рассматривание иллюстраций, фото, отображающих трудовые процессы человека одной профессии. Вопросы: Кто здесь изображен? Как ты узнал? Что делает этот человек? Для кого он это делает? (действия + отношение к предмету труда).

· Постановка задания ребенку - понаблюдать за трудовыми процессами дома.

· Беседа об отношении человека к своей профессии, домашним обязанности по картинкам, отображающим взаимоотношения людей. Вопросы: Кто изображен? Что делает мама? Мама любит своего сыночка? Как ты это узнал?

· Дидактические игры-занятия (по Е. И. Тихеевой), сюжетно-дидактические игры («Магазин игрушек», «Магазин посуды» и т.д.»)

· Игры-иммитации, игры-этюды.

· Чтение художественных произведений (потешки, небольшие стихотворения), их инсценирование.

· Внесение и обыгрывание заместителей, совместное с детьми их создание.

· Создание детьми игровой среды. Специфика: в первой половине года целесообразно сохранить игровые уголки, а во второй - расставить их бессюжетно. Важно обеспечить вариативность игрового материала.

Игра как средство.

Задачи.

1. Развитие культуры восприятия, воображения, речь и мышление ребенка.

2. Развитие творческих способностей (использование предметов-заместителей).

3. Формирования конструктивных умений и навыков, необходимых для создания игровой среды (задача решается на занятиях по конструированию).

4. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми, развитие способности к социальной ориентации, формирование представлений о способах выражения своего отношения к партнеру по игре.

Формы организации, методы и приемы

· Индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия по конструированию, содержание которых связано с игровой деятельностью.

· Анализ педагогом ситуаций взаимодействия детей друг с другом.

· Анализ поведения литературных героев с точки зрения нравственности их поступков.

· Дидактические игры по развитию умений социальной перцепции (увидеть, понять и назвал, эмоциональное состояние другого)

· Выставки предметов в группе (посуда, овощи, фрукты и т.д.)

· Создание по ходу игры проблемно-нравственных ситуаций (например, доченька хочет спать, а кроватка сломалась)

Игра как форма организации.

Задачи.

1. Воспитывать у детей симпатию друг к другу.

2 Развивать умение самоорганизовываться в игру.

3. Вызывать у детей желание объединяться друг с другом в различных видах игр.

Методы и приемы .

Беседа до игры с целью напоминания правил.

Беседа после игры с целью определения перспективы ее развития и оценки взаимоотношений детей.

Анализ конфликтных ситуаций, возникших в игре с целью определению способов их разрешения.

Организация совместных дидактических и подвижных игр.

O Третий этап - обучение игре .

Задачи.

1. Учить создавать целостную смысловую игровую ситуацию из нескольких действий (разбудить, заправить постель, умыть, покормить, увести в д/с).

2. Учить действовать в соответствии с ролью (речевые реакции и игровые действия подчинять характеру и содержанию роли).

3. Учить ролевому взаимодействию.

4. Учить созданию игровых замыслов.

5. Продолжать учить действовать за игрушку, вступать в общение черезперсонаж (говорить за куклу, зайку).

6. Учить анализировать и оценивать себя в игре.

7. Учить подбирать и вариативно использовать предметы-заместители.

8. Учить планированию игры: обозначение замысла, роли, цепочки игровых действий и т.д.

9. Учить отвечал, на вопросы воспитателя о своей игре.

10. Учить вступать в игровое общение с воспитателем, со сверстником, договариваться о совместных действиях

Формы, методы и приемы

Совместная игра воспитателя и ребенка

Режиссерская игра

Создание проблемной ситуации для побуждения детей к игре (Дочки и сыночки в детском саду заболели, домой просятся, плачут).

Беседа воспитателя с детьми на этапе замысла игры (о сюжете, ролях, действиях, игровых атрибутах). Вопросы; Во что хотите играть? Кто кем будет? Что будете делать? Как будете друг другу помогать? Что тебе понадобиться для игры?

Создание и обогащение игровой среды.

Советы воспитателя, направленные на помощь в создании игровой обстановки и ее размещении в пространстве.

Активизирующее общение с ребенком во время игры ("Мотор гудит.Наверное он испорчен. Что делать?»)

Беседа после игры.

Игра как средство.

1. Развивать психические процессы.

2. Содействовать развитию свойств личности (доброжелательности, дружелюбия, справедливости).

3. Развивать творческие способности.

4. Учить вступать в игровое взаимодействие со сверстником, не нарушая правил и хода игры.

Методы приемы.

Напоминание правил поведения перед игрой

Пример воспитателя

Пресечение действий, разрушающих игру других детей.

Включение в сюжет игры экстремальных ситуаций (авария, пожар), требующих проявления нравственных черт личности. .

Беседа о взаимоотношениях детей в игре после игры.

Игра как форма.

Задачи.

1. Учить самоорганизации детей в игре.

2. Содействовать развитию самостоятельности детей в игре.

3. Учить находить в течение дня место и время для организации игры
Формы, методы и приемы

Самостоятельная игра детей.

Беседа перед игрой.

Взятие воспитателем на себя роли в коллективной игре.

Создание условий для совместных игр детей, которые дружат и не дружат.

O Четвертый этап - самостоятельная деятельность .

Игра как деятельность .

Задачи.

1. Учить развертывать самостоятельную индивидуальную и совместную игру.

2. Учить самоорганизовываться в игре (подбор игрушек, размещение впространстве)

3. Содействовать формированию игровых мотивов у детей.

4. Обеспечить место и время в режиме дня для самостоятельных игр.

Методы, приемы .

· Рассматривание иллюстраций, беседа, проблемно-игровые ситуации как побуждение к игре.

· Внесение новых игровых атрибутов

· Сохранение игровой среды для игры на следующий день

· Беседа после игры. Вопросы: Хорошо поиграл? Кем был? Хорошо ли было твоей дочке? Давай спросим у нее, хорошо ли ей было? (советы воспитателя через ролевое поведение).

Игра как средство .

Задачи .

1. Развитие самостоятельности детей.

2. Развитие творческих способностей.

3. Воспитание гуманности.

Методы и приемы .

· Оценка воспитателя (инициативность, независимость, проявление творчества)

· Участие воспитателя в игре на правах партнера.

· Беседа после игры о взаимоотношениях играющих Вопросы: С кем ты вместе играл? Дружно ли вы играли? Хочешь ли ты поиграть еще с …? Почему?

· Анализ конфликтных ситуаций

· Самооценка (демонстрирует воспитатель)

Игра как форма .

1. Способствовать самоорганизации детей в игре,

2. Содействовать стремлению объединяться для совместных игр..

Методы и приемы

· Создание условий для самостоятельных совместных игр (время, место, игровая среда)

· Договор с детьми накануне.

· Экскурсия в более старшую группу (посмотрим, как другие дети играют).

· Обогащение сюжетов игр, введение ролей, требующих объединения нескольких детей

· Оценка педагогом организационных умений (создавать среду, убирать игрушки после игры на место)

· Побуждение детей к самооценке в игре (Каким ты был папой?)

O Пятый этап - диагностика уровней и коррекция отдельных показателей игры, усложнение содержания.

Диагностика уровней освоения игровой деятельности
Усложнение и объединение игровых тем, сюжетов («Семья» + «Гости», «Детский сад»).
Обогащение игровой среды.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

ОП. 01. Педагогика

Творческая работа по теме:

«Игра, как одна из форм организации

образовательного процесса в ДОУ»

Исполнитель: Славгородская Виктория, Группа 21ДО 44.02.01

Заочное отделение

Руководитель: Южакова О.Е., преподаватель

педагогических

дисциплин.


Камышлов, 2016

1. ПОНЯТИЕ - ИГРА 3

2. ВИДЫ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3

3. ИГРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство чрезвычайный период жизни ребёнка. В это период он впервые говорит «я сам» и становится деятелем. Одним из основных видов деятельности дошкольника является игра. Она занимает особое место в жизни ребёнка. Обсуждение проблем игры не сходит со страниц педагогической и психологической литературы. Известны теории игры З. Фрейда, К. Грооса, К. Шиллера и Г. Спенсера, К. Бюлера, А. Сикорского, П. Лесгафта, К. Ушинского, Д. Эльконина, А. Усовой, в которых неоднозначно рассматривается происхождение, роль, функции и место игры в психическом развитии детей. А. А. Люблинская ещё в середине20 века обобщила основные достижения в области исследования игры ребёнка. И итог прошедшего столетия однозначен – без игры нет развития детей. Игра есть одна из форм практики ребёнка, одна из форм его деятельности. Игра, как и любая практическая деятельность, является формой познавательной деятельности, то есть средством и способом познания, при условии руководства ею со стороны взрослого. Научившись играть, ребёнок всё больше времени отдаёт играм, которые становятся самой любимой и желаемой для него формой деятельности, постоянно приносящей играющим большую радость. Игра есть форма активного отражения и практического анализа ребёнком воспринимаемой жизненной ситуации, деятельности и взаимоотношений людей в конкретных видах труда и в быту, поэтому игра имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер.

Актуальной является проблема игры и в современной дошкольной педагогике и объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

Цель : изучить тему «Игра, как одна из форм организации

образовательного процесса в ДОУ»

Задачи :

    Раскрыть понятие - игра

    Рассмотреть виды игр и их влияние на развитие детей

    Игра в образовательном процессе

1. ПОНЯТИЕ - ИГРА

Игра - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

2. ВИДЫ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1) Творческие (игры по инициативе детей);

дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

1.1. Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:

1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.

2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

1.2. Театральная деятельность режиссёрские игры и игры - драматизации.

Они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом, создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

1.3. Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом. В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др., из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

2. Дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);

способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новых знаний о предметной среде, задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления).

3. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, так как способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыта. Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей

1. В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления о движениях характерных для того или иного образа, об окружающем мире (действиях людей, животных, птиц, который он отображает).

2. Для несюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностям и физической подготовки детей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

4. Народные (созданные народом).

Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивается сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т. Д. В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются украинские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры: «Курочка», «Кисонька», «Где же наши ручки?» это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Повышают интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Большое значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

3. ИГРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности.

Таким образом, рассмотрев игру, как одну из форм организации образовательного процесса в ДОУ, мы пришли к выводу , что игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра, и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Многолетний педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Уговоры и наказания оказались бесперспективными и не должны иметь место для воспитания. Необходимо заинтересовать, завлечь ребенка, научить самостоятельно добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность высказать и применить своё собственное мнение.

Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. Игра является формой обучения детей. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Поэтому чем разнообразнее и эффективнее воспитатель использует игры, тем богаче самостоятельная игра детей. Наблюдение за игрой и анализ ее содержания позволяет воспитателю наметить направления, по которым ему необходимо совершенствовать свою воспитательную работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2011 - № 3 – с. 74-80.

5. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.

6. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.

7. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.

8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

9. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

10. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. - Москва: Теревинф, 2012. - 232 с.

11. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет /Светлана Миняева.-2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2013.-208с.

12. Подвижные игры народов Урала для детей дошкольного возраста / Сост. Крыжановская Л.А.. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2011г. – 36 с.

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают справедливо или лукавят.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Игра – форма организации жизни и деятельности детей.

В педагогике детского сада распространено понятие игры как средство воспитания.

Играя, ребёнок всегда находится в определённых отношениях с детским коллективом, даже если дети играют вдвоём, втроём.

Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые при этом складываются. Там, где эти взаимоотношения почему-либо не налаживаются, невозможна и игра. Важно и то, что чувства, которые формируются в играх, чрезвычайно жизненны и деятельны. В них виден контур будущего характера человека.

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают справедливо или лукавят.

Более полно оцениваются педагогикой ролевые игры. В них вполне ясны взаимоотношения между детьми, поступки. Часто большим признанием пользуются другие возможности ролевой игры, а именно их влияние на развитие знаний у детей.

Особенности игры как формы организации жизни детей.

Как бы широко и интересно ни использовалась игра как средство воспитания, она ещё не станет и не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить «страсть» ребёнка к игре. Это значит, что в играх ребёнок находит интересное для него общество детей, переживает радость, горести, разочарования. Игра-эта доступная каждому ребёнку деятельность - служит и своеобразным общим языком для всех детей. В играх могут понять друг друга дети независимо от национальностей и знания языка.

Игра важна прежде всего тем, что она способна организовать жизнь ребёнка. В этом состоит её важнейшая жизненная сила, которую надо использовать. При развитии игры как формы организации жизни детей объектом воспитательного воздействия явится детский коллектив. Воздействие на детский коллектив в игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах развития. Важно пристально изучать взаимоотношения, характерные для жизни детских коллективов. Именно в игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все существующие оттенки взаимоотношений. На первом месте, будет стоять воспитание таких общественных качеств, как дружба, умение жить вместе, действовать совместно, взаимопомощь, возможная уже для детей этого возраста, и личные качества – справедливость, правдивость, жизнерадостность, общительность, целеустремлённость, инициатива, смекалка, ловкость. Каждая из задач, от самой простой, такой, как умение играть рядом, до такой сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей.

Игры, создаваемые детьми.

Игра как форма организации связана прежде всего с играми, которые создаются самими детьми, - играми ролевыми, двигательными, строительными, словесными. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на все возрастающую способность ребёнка самому создавать игру, когда замысел и его воплощение принадлежат ребёнку, детскому коллективу. Для детей раннего возраста преимущественное значение будут иметь игры, которыми взрослые занимают ребёнка, забавляют его, поскольку ребёнок ещё не проявляет себя самостоятельно даже в игре. Бывает, что дети дошкольного возраста, едва отказавшись продолжать организованную игру, тотчас же и без каких-либо условий с их стороны переходят к той игре, которую они сами задумали, сами же создают её и играют с вдохновением.

Игры для детей.

Большая группа игр с правилами, создаваемая для детей,- это игры дидактические и подвижные. Они имеют важное значение для организации детской жизни, влияют на детский коллектив, на отдельных детей. Чтобы дети овладели правилами игр, нужно обучение со стороны взрослых. Нужна довольно высокая степень развития самого ребёнка для проявления им самостоятельности в этих играх. Однако, используя для организации жизни детей игры с правилами, не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить их собственные впечатления, не реализуют замыслы детей, а ведут их по пути готовых замыслов.

Игра как форма организации жизни детей должна занять определённое место в педагогическом процессе каждой возрастной группы.

Игра и другие формы организации детской жизни.

Игра как форма организации жизни детей может удовлетворять и развивать детей, только если игры содержательны. Если разные стороны игры не развиваются, дети сами отходят от них, считая игры неинтересными, скучными. Важно учитывать и то, что дети для построения своих игр черпают материал из других форм организации жизни в детском саду. Богатый материал для игр дают занятия, причём дети берут в игры не только содержания занятий, но и их форму – поведение воспитателя, детей.

Кроме того, самая система поведения детей, воспитываемая занятиями, используется детьми в играх и создаёт новый уровень этих игр.

Используя игру как форму организации детской жизни и деятельности в детском саду, правомерно поставить вопрос о том, кто организует детей в играх и самые игры, то есть о воспитателе.

Если игра – это радость детей, то нужно так организовать детей, чтобы их игры воспитывали положительные эмоции. И если игра – это деятельность ребёнка, то важно организовать эту деятельность так, чтобы она развивала ребёнка.


Екатерина Старкова
Доклад «Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни . Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Игра имеет социальную основу. Детские игры связаны с миром взрослых, это доказал К. Д. Ушинский. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между взрослыми.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника . Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность , обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности : он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой школой, средством воспитания и обучения . Сделать игру средством воспитания , значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

При тактичном, грамотном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (мышления, воображение, упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни , ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор.

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста . Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф . Фребелю, который разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми , развивали Н. К. Крупская, А. С. Макаренко. Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни , понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей , умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию , воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой им подвижной игре, и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь застенчивого мальчика в подвижную игру, попросить кого-то объяснить новичку игру «Танграм» ).

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности , педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае. Так, новую дидактическую игру он объяснит и сам поиграет с детьми : сначала в роли ведущего, а затем – рядового партнера; увидев, что игра в «семью» зашла в тупик, возьмет на себя роль бабушки, которая приехала в гости издалека; мальчикам, спорящим о том, кто будет играть белыми шашками , напомнит о существовании жеребьевки.

Однако, направляя игру в русло решения воспитательно -образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника . В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой деятельности : сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и др. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей . Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения .

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений :

Отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими, правилами игры (по сигналу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, замирают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);

Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими , установление правил).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре , но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, малыш стремится к общению с ним : беседует, играет . В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя роль, т. е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются ) качества «общественности» : способность входить в группу играющих детей , действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (застенчивые, агрессивные, малоактивные) . Влияя на поведение детей , их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения , которые реально обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.

Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры , чтобы вызвать у детей интерес , повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Например, можно ввести детей в игровую ситуацию , «научим новенького» , где в роли новенького выступает игрушка. В процессе самообслуживания, ухода за растениями дети показывают и объясняют ему, что и как надо делать.

Воспитательно -образовательные возможности игры возрастают , если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (бинокль, весы, тетради, по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку, отремонтировать коробки, постирать кукольную одежду. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам, игровому материалу.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры , последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре .

Новая классификация детских игр разработана С. Л. Новоселовой. В ее основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого) .

Выделяют три класса игр :

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей , - самостоятельные игры :

a) игра – экспериментирование;

b) самостоятельные сюжетные игры :

сюжетно-отобразительные,

творческие игры :

сюжетно-ролевые,

режиссерские,

театрализованные,

игры со строительным материалом;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями :

a) игры обучающие :

сюжетно-дидактические и бессюжетные,

игры с правилами :

дидактические :

по дидактическому материалу – с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные;

подвижные :

по степени подвижности – малой, средней , большой подвижности,

по преобладающим движениям – с прыжками, с перебежками, с метанием,

по предметам, которые используются в игре – мяч, ленты, обруч;

b) досуговые игры :

игры – забавы,

игры – развлечения,

интеллектуальные,

празднично-карнавальные,

театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и детей :

a) традиционные ли народные.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: