Что такое ипостаси. Смотреть что такое "в ипостаси" в других словарях

Фразеологический словарь русского языка

Ипостась

В ипостаси шутл. - в качестве, в роли кого-либо

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Ипостась

ипост’ась (Евр.1:3 ) - сущность, бытийность, внутренняя природа.

Словарь Ефремовой

Ипостась

  1. ж.
    1. Одно из лиц христианской троицы.
    2. перен. Одна из форм проявления, воплощения кого-л., чего-л.

Словарь Ушакова

Ипостась

ипоста сь , ипостаси, жен. (греч. hypostasis - сущность) (церк. ). По богословской терминологии - одно из лиц христианской троицы (см. в 1 знач. ).

Вестминстерский словарь теологических терминов

Ипостась

♦ (ENG hypostasis)

(греч. - самосуществование, субстанция)

объективная сущность ч.-л. (Евр. 1:3). Термин теологически использовался в ранней церкви для обозначения трех лиц единого Бога, каждое из к-рых обладает индивидуальной реальностью.

Энциклопедический словарь

Ипостась

(от греч. hypostasis - сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого бога (см. Троица).

Православие. Словарь-справочник

Ипостась

(греч. «бытие», «сущность»)

богословское понятие, первоначально воспринималось в качестве синонима категории «сущность», но затем стало подразумевать индивидуально конкретное и уникально личное бытие. Именно так ипостась понимается в богословии Пресвятой Троицы, обозначая самобытные Лица Бога, тогда как Его единая сущность стала именоваться «усия».

Словарь Ожегова

ИПОСТА СЬ, и, ж.

1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.).

2. В нек-рых сочетаниях: проявление чьейн. сущности, а также (обычно ирон.) чьян. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого-н. В своей обычной ипостаси ктон. Фашизм в любой его ипостаси.

В испостаси кого, в знач. предлога с род. п. в качестве, в роли. Журналист в ипостаси адвоката.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Ипостась

Ипостась

♦ Hypostase

То, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia ), иными словами, то, что лежит в основании или служит чему-то подставкой. Ипостась обозначает реальность, существующую в себе, но рассматриваемую, особенно после неоплатоников, в ее отношениях с другими ипостасями, из которых она проистекает или которым дает рождение. Так, у Плотина Единое (первая ипостась) порождает Ум (вторая ипостась, проистекающая из первой), который в свою очередь порождает Мировую душу (третья ипостась как эманация Ума). В христианской традиции это слово используется для обозначения трех лиц Троицы – Отца, Сына, Святого Духа, рассматриваемых как три ипостаси одного и того же бытия (ousia) – Бога. Оба эти значения, как неоплатоническое, так и христианское, в равной мере несущие заметный налет мистицизма, служат достаточным объяснением тому, что слово «ипостась» с течением времени довольно далеко отошло от понятия «субстанция». О камне можно сказать, что это субстанция (если принять, что он существует как вещь в себе), но ипостасью его никак не назовешь. В понятии ипостаси слишком заметно присутствие мистического: если это субстанция, то такая, которую мы не понимаем, которая превосходит наши возможности познания. С ней нельзя экспериментировать, если не прибегать к сверхъестественному или мистическому опыту. Отсюда уничижительный оттенок, который в новейшие времена приняло слово «ипостась», – это предполагаемая или фиктивная субстанция; целостность, которой ошибочно приписывается независимое существование в качестве реальности. Так, Платон рассматривал идеи как абсолютную реальность; то же самое делал Декарт в отношении своего cogito. Материалист возразит и тому и другому, для него идеи или душа суть не более чем фикции; это способ возведения мысли, которая является лишь актом деятельности тела, в ранг независимой или субстанциональной реальности. В этом последнем смысле ипостась есть абстракция, рассматриваемая как абсолютная реальность: вначале мы отделяем мысль от того, что ее производит (от тела или мозга), а затем превращаем в реальность, существующую в себе. Неясным остается одно: а может, материя тоже всего лишь ипостась?

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Ипостась

Слово из области богословской терминологии. Христианство учит, что "Единый Бог троичен". При разъяснении понятия троичности отцы древней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичность состоит в том, что в Боге три лица (πρόσωπον, persona); другие говорили, что в Боге три ипостаси (ύπόστασις = ύπάρξις, τρόπος ύπάρξεως); третьи понятие "лица" выражали словом ουσία, φύσίς = substantia, natura (хотя у других, и чаще, эти слова означали сущность или существо Божие, связанное с понятием единства Божия), а понятие Божеской сущности выражали словом ипостась . Это различие в употреблении слова И. отцами церкви и церковными писателями повело в IV в. к продолжительным спорам христианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, и произвело было разномыслие между восточной и западной церквами. Вост. богословы говорили так: в Боге при единстве существа три ипостаси, словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнуть мнение еретика Савелия (см.), который учил, что в Боге одна сущность и одна ипостась, хотя один и тот же Бог принимал на себя в разное время три вида, или лица (πρόσωπον) и иногда являлся в виде Отца, иногда - Сына, иногда - в виде Духа святого, так что Отец, Сын и св. Дух суть только три имени или действования (ενέργειαι). Зап. богословы говорили, что в Боге одна ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три сущности: сущность Отца - Божескую, сущность Сына - сотворенную и сущность св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Для разрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, на котором, под председательством Афанасия Великого, присутствовали епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По выслушании обеих сторон выяснилось, что и вост., и зап. богословы, выражаясь различно, учили одинаково, так как первые употребляли И. в смысле и вместо лица, а вторые тем же словом имели в виду выразить понятие ουσία = существо. Первый образ выражения с IV в. сделался господствующим: его держались Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то в том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно словоупотреблению, принятому вслед за Василием Великим и Григорием Богословом Вторым вселенским собором, слово ипостась всей церковью употребляется как синоним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние века некоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также так называемые номиналисты, или модалисты, повторяли учение древних еретиков, что ипостаси в Боге суть или имена, или проявления силы (Бог-Сын, или ипостасное слово - Божий разум, Бог-Дух св. - Божия сила или Божие действование). Некоторые схоластики - Готшальк, Росцелин, Абеляр - и затем немецкие богословы-рационалисты конца ХVIII в. учили, что Божеские И. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно (подобно тому, как три отдельные человеческие личности), и потому И. или лица в Боге суть три бога, а не один Бог. Подр. см. в "Догматич. богословии" Сильвестра (т. II).

Ипостась - это что такое? Иногда это слово можно услышать в разговорной речи. Но в таких случаях оно употребляется в переносном смысле. А что касается прямого значения, то оно относится к области церковной терминологии. Более подробный рассказ о том, что это - ипостась, будет приведен ниже.

В прямом смысле

Первый вариант значения «ипостаси» в словаре трактуется следующим образом. Это церковный термин, которым обозначается в христианстве одно из лиц Святой Троицы. Для лучшего понимания значения слова в первом варианте истолкования целесообразным будет привести несколько примеров его употребления.

Пример 1. В «Катехизисе» Платона (Левшина) сказано о том, что в ту самую минуту, когда Сыну Божию из чистых Марииных кровей стало изображаться тело, то есть в минуту зачатия, произошло воссоединение человечества с Божеством. Или же человечество было принято Божеством, и осуществилось страшное и несказанное единение ипостасное, иными словами соединение в единой ипостаси двух естеств.

Пример 2. Начавшаяся с простых вещей беседа перешла в более серьезное русло, и речь зашла о троичности во всех областях жизни, в идеях, в видимых элементах общественного устройства, в ипостасях божества.

Пример 3. В книге К. Пензака «Развитие способностей» говорится о том, что боги и богини являются ипостасями единого духа, которые ведут к более близким отношениям с божеством.

В переносном значении

По этому поводу в словаре сообщается, что в переносном смысле ипостась - это форма, в которой проявляется, воплощается кто-либо или что-либо в определенной роли или качестве.

Примеры употребления:

Пример 1. Тем самым стимулировалось изучение культуры в ее исторических и этнических формах, имеющих различные ипостаси, такие как исследование фольклора, мифологии, сравнительного языкознания.

Пример 2. Лектор заметил, что в своей нынешней ипостаси криминология, как наука о преступном, лишь до той поры имеет прикладное значение, пока это самое преступное существует в действительности.

Пример 3. Единственное, на что он мог рассчитывать, это пробы на роль ведущего дневных новостей, хоть, по большому счету, в этой ипостаси руководство канала видело женщину.

Для усвоения значения слова «ипостась» следует рассмотреть его происхождение.

Этимология

Ученым-этимологам удалось проследить происхождение изучаемого объекта вплоть до праиндоевропейского языка. Там существует основа sta, обозначающая «стоять, ставить». Далее в древнегреческом обнаруживается глагол ἵστημι, который переводится как «расставлять, ставить, стоять, возводить».

От него было образовано существительное στάσις в значении «расстановка, устанавливание». Затем к нему была присоединена приставка ὑπό в значении «под, ниже», и получилось древнегреческое слово ὑπόστασις, которое трактуется как «поддерживание, существование, личность, сущность».

Слова, близкие по значению

Среди них находятся такие, как:

  • сущность;
  • субстанция;
  • качество;
  • основание;
  • функция;
  • обличье;
  • естество;
  • первооснова;
  • природа;
  • первоначало;
  • квинтэссенция;
  • образ;
  • атрибут;
  • набор;
  • принадлежность;
  • роль;
  • изображение;
  • амплуа;
  • миссия;
  • назначение;
  • круг обязанностей;
  • отражение;
  • выражение;
  • воплощение;
  • форма;
  • занятие;
  • сторона;
  • грань.

В заключение изучения вопроса об ипостаси стоит сказать несколько слов о спорах представителей церкви вокруг этого понятия.

Богословские споры

Нужно отметить, что в религии ипостась - это термин, который не всегда понимался одинаково. В христианстве существует утверждение о том, что Бог един и троичен. Когда отцы церкви пытались объяснять понятие троичности, они не всегда использовали одинаковую терминологию.

Одни из них говорили, что сущность троичности в том, что в Боге соединяются три лица, обозначая это термином πρόσωπον, persona. Другие считали, что в Боге соединены три ипостаси и применяли при этом слово ὑπόστασις. Третьи предпочитали употреблять слово ουσία, natura, substantia.

Подобные разночтения вылились в 4-м веке в споры между богословами на Востоке, имевшие длительный характер. В определенный период между западной и восточной церквями произошло разномыслие.

При этом восточные богословы говорили, что при единстве существа Бог находится в разных ипостасях. Словом «ипостась» они выражали понятие лица, опровергая мнение одного из еретиков - Савелия. Последний объяснял, что у Бога только одна сущность, одна ипостась, но он в разное время принимал на себя три вида: вид Отца, Сына, Святого Духа. Таким образом, это лишь имена, или действования одного лица.

Западные церковники считали, что у Бога одна ипостась. Они противопоставляли свое мнение учению Ария, допускавшего три сущности: Отца - сущность Божескую, Сына - сотворенную, и Святого Духа, сущность также сотворенную, но от Сына отдельную.

С целью разрешения этих противоречий в Александрии в 362 году был созван собор, где выяснилось, что и восточные, и западные богословы учили одинаково, хотя и выражались различно. Первые при этом использовали «ипостась» в значении «лица» и вместо «лица». А вторые этим же самым словом пытались выразить понятие ουσία - «существо». Начиная с 4-го века, господствующей стала первая форма выражения.

ипостась

В ипостаси шутл. - в качестве, в роли кого-либо

Православие. Словарь-справочник

ипостась

(греч. «бытие », «сущность»)

богословское понятие, первоначально воспринималось в качестве синонима категории «сущность», но затем стало подразумевать индивидуально конкретное и уникально личное бытие. Именно так ипостась понимается в богословии Пресвятой Троицы, обозначая самобытные Лица Бога, тогда как Его единая сущность стала именоваться «усия».

Библейский Словарь к русской канонической Библии

ипостась

ипост’ась (Евр.1:3 ) - сущность, бытийность, внутренняя природа.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

ипостась

Ипостась

♦ Hypostase

То, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia ), иными словами, то, что лежит в основании или служит чему-то подставкой. Ипостась обозначает реальность, существующую в себе, но рассматриваемую, особенно после неоплатоников, в ее отношениях с другими ипостасями, из которых она проистекает или которым дает рождение. Так, у Плотина Единое (первая ипостась) порождает Ум (вторая ипостась, проистекающая из первой), который в свою очередь порождает Мировую душу (третья ипостась как эманация Ума). В христианской традиции это слово используется для обозначения трех лиц Троицы – Отца, Сына, Святого Духа, рассматриваемых как три ипостаси одного и того же бытия (ousia) – Бога. Оба эти значения, как неоплатоническое, так и христианское, в равной мере несущие заметный налет мистицизма, служат достаточным объяснением тому, что слово «ипостась» с течением времени довольно далеко отошло от понятия «субстанция». О камне можно сказать, что это субстанция (если принять, что он существует как вещь в себе), но ипостасью его никак не назовешь. В понятии ипостаси слишком заметно присутствие мистического: если это субстанция, то такая, которую мы не понимаем, которая превосходит наши возможности познания. С ней нельзя экспериментировать, если не прибегать к сверхъестественному или мистическому опыту. Отсюда уничижительный оттенок, который в новейшие времена приняло слово «ипостась», – это предполагаемая или фиктивная субстанция; целостность, которой ошибочно приписывается независимое существование в качестве реальности. Так, Платон рассматривал идеи как абсолютную реальность; то же самое делал Декарт в отношении своего cogito. Материалист возразит и тому и другому, для него идеи или душа суть не более чем фикции; это способ возведения мысли, которая является лишь актом деятельности тела, в ранг независимой или субстанциональной реальности. В этом последнем смысле ипостась есть абстракция, рассматриваемая как абсолютная реальность: вначале мы отделяем мысль от того, что ее производит (от тела или мозга), а затем превращаем в реальность, существующую в себе. Неясным остается одно: а может, материя тоже всего лишь ипостась?

Вестминстерский словарь теологических терминов

ипостась

♦ (ENG hypostasis)

(греч. - самосуществование, субстанция)

объективная сущность ч.-л. (Евр. 1:3). Термин теологически использовался в ранней церкви для обозначения трех лиц единого Бога, каждое из к-рых обладает индивидуальной реальностью.

Энциклопедический словарь

ипостась

(от греч. hypostasis - сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого бога (см. Троица).

Словарь Ожегова

ипостась

ИПОСТА СЬ, и, ж.

1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.).

2. В нек-рых сочетаниях: проявление чьейн. сущности, а также (обычно ирон.) чьян. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого-н. В своей обычной ипостаси ктон. Фашизм в любой его ипостаси.

В испостаси кого, в знач. предлога с род. п. в качестве, в роли. Журналист в ипостаси адвоката.

Словарь Ефремовой

ипостась

  1. ж.
    1. Одно из лиц христианской троицы.
    2. перен. Одна из форм проявления, воплощения кого-л., чего-л.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ипостась

Слово из области богословской терминологии. Христианство учит, что "Единый Бог троичен". При разъяснении понятия троичности отцы древней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичность состоит в том, что в Боге три лица (πρόσωπον, persona); другие говорили, что в Боге три ипостаси (ύπόστασις = ύπάρξις, τρόπος ύπάρξεως); третьи понятие "лица" выражали словом ουσία, φύσίς = substantia, natura (хотя у других, и чаще, эти слова означали сущность или существо Божие, связанное с понятием единства Божия), а понятие Божеской сущности выражали словом ипостась . Это различие в употреблении слова И. отцами церкви и церковными писателями повело в IV в. к продолжительным спорам христианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, и произвело было разномыслие между восточной и западной церквами. Вост. богословы говорили так: в Боге при единстве существа три ипостаси, словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнуть мнение еретика Савелия (см.), который учил, что в Боге одна сущность и одна ипостась, хотя один и тот же Бог принимал на себя в разное время три вида, или лица (πρόσωπον) и иногда являлся в виде Отца, иногда - Сына, иногда - в виде Духа святого, так что Отец, Сын и св. Дух суть только три имени или действования (ενέργειαι). Зап. богословы говорили, что в Боге одна ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три сущности: сущность Отца - Божескую, сущность Сына - сотворенную и сущность св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Для разрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, на котором, под председательством Афанасия Великого, присутствовали епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По выслушании обеих сторон выяснилось, что и вост., и зап. богословы, выражаясь различно, учили одинаково, так как первые употребляли И. в смысле и вместо лица, а вторые тем же словом имели в виду выразить понятие ουσία = существо. Первый образ выражения с IV в. сделался господствующим: его держались Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то в том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно словоупотреблению, принятому вслед за Василием Великим и Григорием Богословом Вторым вселенским собором, слово ипостась всей церковью употребляется как синоним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние века некоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также так называемые номиналисты, или модалисты, повторяли учение древних еретиков, что ипостаси в Боге суть или имена, или проявления силы (Бог-Сын, или ипостасное слово - Божий разум, Бог-Дух св. - Божия сила или Божие действование). Некоторые схоластики - Готшальк, Росцелин, Абеляр - и затем немецкие богословы-рационалисты конца ХVIII в. учили, что Божеские И. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно (подобно тому, как три отдельные человеческие личности), и потому И. или лица в Боге суть три бога, а не один Бог. Подр. см. в "Догматич. богословии" Сильвестра (т. II).

Ипостась (др. греч. ὑπόστᾰσις, «сущность») термин, используемый в христианском (преимущественно Восточном) богословии для обозначения одной из личности Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Термин широко применяется и в философском учении … Википедия

Ипостаси Божественные - ♦ (ENG hypostases, divine) (греч. лицо) лица Троицы, или триединого Бога: Отец, Сын и Святой Дух …

Altered States Жанр Фантастика Режисс … Википедия

Другие ипостаси Altered States Жанр Фантастика Р … Википедия

- «ДРУГИЕ ИПОСТАСИ» (Altered States) США, 1980, 102 мин. (полная версия 150 мин.) Эстетский фантастический фильм. Отношение к попытке английского «безумного гения» Кена Рассела поменять свою ипостась и попробовать себя в жанре фантастики было… … Энциклопедия кино

В одной ипостаси - Книжн. В одном лице. [Версилов] человек азарта и парадокса, домашний тиран, лицедей и философ. Он «разумный эгоист» и «фантастический реалист» в одной ипостаси (В. Семёновский. Не нарушая тайны). Ипостась церковный термин для обозначения каждого… … Фразеологический словарь русского литературного языка

в ипостаси - см. ипостась кого чего в зн. предлога. В качестве, в роли кого л.; как кто или что л. Журналист в ипостаси адвоката … Словарь многих выражений

hypostases, divine - Ипостаси Божественные … Вестминстерский словарь теологических терминов

υπόσταση - [ипостаси] ουσ. Θ. существо, сущность, (φιλ.) субстанция, вещество … Λεξικό Ελληνικά-ρωσική νέα (Греческо-русский новый словарь)

ИОАНН ДАМАСКИН - Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне) Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Нач. XIV в. (скит св. Анны на Афоне) [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Δαμασκήνος, ὁ Χρυσορρόας, лат. Ioannes Damascenus] (2 я пол. VII в., Дамаск до 754 г.), прп. (пам … Православная энциклопедия

Книги

  • Ипостаси смеха. Ритуал, традиция и юмор , Юлия Артемова. В жизни любого общества смеху принадлежит заметное место. Смех как выражение радости бытия. Смех сквозь слезы. Издевательская насмешка. Истерический смех... Это лишь отдельные примеры…
  • Пассажир , Жан-Кристоф Гранже. Встреча с пациентом, страдающим амнезией, приводит психиатра Матиаса Фрера к ужасному открытию: у него тот же синдром «пассажира без багажа». Раз за разом он теряетпамять и из осколков…


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: