Топориков максим львович где сейчас работает. Что все-таки случилось в Бороздиновской? Что это за лига

Приказом № 143 от 16. 08. 2013 года, подписанным ВРИО Главного военного прокурора генерал-лейтенантом юстиции А.А. Никулишиным по результатам служебного разбирательства установлены факты нарушения должностными лицами 3-его управления надзора Главной военной прокуратуры РФ требований федеральных законов «О прокуратуре РФ», «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». В результате А.А. Никулишиным было дано распоряжение за ненадлежащую организацию работы по разрешению обращений и отсутствие должного контроля напомнить начальнику управления надзора за исполнением законов при расследовании преступлений - старшему помощнику Главного военного прокурора генерал-майору юстиции Топорикову Максиму Львовичу - о его обязанностях и воинском долге. В Главную военную прокуратуру поступили две жалобы всем известного майора Игоря Матвеева, который вскрыв коррупцию в армии, заявил об этом на всю страну.

В Главную военную прокуратуру поступили две жалобы майора Матвеева на бездействие должностных лиц. Без проведения каких-либо проверок подчиненный начальника 3-его управления надзора ГВП генерал-майора Топорикова М.Л. - Горошников - принял решение и дал ответ заявителю с нарушением срока рассмотрения обращений граждан. И в связи с этим только спустя год, когда Матвеев обратился к Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я., генерал-лейтенант юстиции А.А. Никулишин издал приказ № 143 о применении дисциплинарного взыскания, в котором напоминал генерал-майору Топорикову о воинском долге. Прошло полтора года, но никаких мер в отношении Топорикова не принято, и это означает, что приказ № 143 не исполнен и систематическое нарушение прав осужденного Матвеева продолжается. Такое попустительство должностных лиц создает замкнутый порочный круг. По жалобам майора Матвеева о сокрытии преступлений никаких мотивированных решений по результатам объективной проверки не принято. Никто не наказан, а сам приказ № 143 остается фикцией на бумаге.

Генерал-майор Топориков не просто забыл о своем воинском долге, ему помогают это сделать и вверенное ему ведомство продолжает хранить молчание.

Просим Генерального прокурора в очередной раз напомнить генерал-майору Топорикову о воинском долге, а также привлечь данное должностное лицо к ответственности за сокрытие деяния, содержащего, как мы считаем, признаки преступления.

В то время, как военная прокуратура не принимает никаких мер, военный прокурор Арцеблюк, являющийся подчиненным генерал-майора Топорикова, без его ведома, письменного разрешения и запроса суда оглашает в судебном процессе под председательством судьи Романенкова, приказ № 143, содержащий персональные данные начальника управления надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, старшего помощника главного военного прокурора генерал-майора Топорикова.

Просим принять меры к военному прокурору Арцеблюку и к старшему помощнику главного военного прокурора генерал-майору Топорикову. И не только отделаться напоминанием о воинском долге, но и привлечь к ответственности за сокрытие деяний, содержащих, как мы считаем, признаки преступлений должностных лиц.

Нина ШАЛМИНА,

Эвелина КОРОЛЕВА,

Елена РОХЛИНА,

и другие

P.S: Горы писем, которые адресует Игорь Матвеев прокурорам, пожалуй, могли бы кого-то смутить и заставить опустить руки. Но майор Матвеев не из таких - он уверен, что должен заставить прокуроров, призванных следить за исполнением законов, исполнять этот же самый закон и принимать объективные мотивированные решения по жалобам. Может быть, коррупция в армии, не будет распространяться, как грибок и должностные лица начнут наконец-то следовать букве закона. Наилучших пожеланий майору Матвееву в будущем году.



Все реже в сводках информационных агентств можно увидеть сообщения о чрезвычайной ситуации в Чеченской Республике. Жизнь в данном регионе постепенно входит в мирное русло. А это значит, что вместе с миром сюда должны прийти закон и правопорядок, поскольку, здесь как нигде, сегодня нуждаются в восстановлении конституционных прав и свобод. Именно для этих целей в конце 1999 года в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 5.11.1999 г. № 951/к и директивой Генерального штаба ВС РФ от 8 декабря 1999 г. на территории Чечни была создана военная прокуратура – войсковая часть 20102, на базе которой в октябре 2002 года была создана прокуратура Объединенной группировки войск (сил).
В этой связи собеседником «Красной звезды» стал военный прокурор Объединенной группировки войск (сил) генерал-майор юстиции Максим ТОПОРИКОВ.

- Максим Львович, как происходило становление прокуратуры Объединенной группировки войск (сил)?
- Непосредственно в становлении органов военной прокуратуры в зоне контртеррористической операции (КТО) принимал участие заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Сергей Фридинский, руководивший в тот сложный период военной прокуратурой Северо-Кавказского военного округа и усилиями которого органы военной прокуратуры в зоне КТО получили необходимую материально-техническую базу и благоприятные условия проживания. Регулярное инспектирование им органов военной прокуратуры в зоне конфликта положительно сказывалось на морально-психологической атмосфере в коллективах военных прокуратур, позволяло плодотворно решать задачи повышения раскрываемости преступлений и качества следствия. С его участием неоднократно проводились координационные и служебные совещания с оперативно-следственным составом и командованием частей в зоне КТО. Даже после перехода на новое место службы, став заместителем Генерального прокурора по ЮФО, Сергей Фридинский не переставал отслеживать ситуацию в зоне проведения КТО и активно на нее влиять. В 2004 году он лично осуществлял надзор за расследованием теракта 9 мая в г. Грозном на стадионе «Динамо», в результате которого погиб президент Чеченской Республики Ахмад Кадыров, в расследовании этого преступления принимали участие и сотрудники военной прокуратуры ОГВ(с).
Первоначальный период создания и размещения военной прокуратуры – войсковая часть 20102 – происходил в непростых полевых условиях, в эпицентре активных боевых действий. Зона боевых действий контртеррористической операции (КТО) по своему пространственному размаху оказалась соизмеримой с общевойсковой (корпусной и даже армейской) операцией.
Работники военной прокуратуры передвигались вместе с войсками, проживая во временных сооружениях, палатках, вагончиках и автомобильных кунгах, ежедневно рискуя подвергнуться со стороны боевиков обстрелу из гранатометов, минометов и стрелкового оружия. Первые боевые ранения офицеры военной прокуратуры получили уже в 2000 г. Двое из них в 2001 г., попав под обстрел, погибли: начальник отдела надзора за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами подполковник юстиции Р.Ю. Григорян и водитель сержант М.Х. Магомедов. Посмертно подполковник юстиции Р.Ю. Григорян был награжден орденом Мужества.
- Что сегодня представляет собой прокуратура Объединенной группировки войск (сил) и какие задачи ей приходится решать?
- Первоначально общая численность личного состава насчитывала 200 человек, в том числе 126 офицеров, а первым военным прокурором Объединенной группировки войск (сил) был назначен Александр Мокрицкий (в настоящее время первый заместитель Главного военного прокурора, генерал-лейтенант юстиции).
Сегодня в военной прокуратуре ОГВ(с) проходят службу офицеры, которые в Чечне уже далеко не первый год. Более 300 офицеров проходили военную службу в военных прокуратурах ОГВ(с) повторно.
Всего за период с декабря 1999 года по настоящее время в проведении контртеррористической операции приняли участие более 1.000 офицеров органов военной прокуратуры, то есть почти каждый третий ее работник. За время КТО большинство офицеров, проходящих службу на ее территории, поощрены Генеральным прокурором Российской Федерации и заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором. Более ста офицеров удостоены ведомственных наград Минобороны России и МВД России, восемь награждены орденами.
Что же касается решаемых сегодня задач, то, например, только в 2008 году оперативным составом военных прокуратур ОГВ(с) проведено свыше 2,8 тыс. общенадзорных проверок, которыми выявлено более чем 11 тыс. нарушений закона.
По результатам прокурорских проверок возбуждено 936 уголовных дел, правомочному командованию внесено 954 представлений об устранении нарушений законов. По итогам их рассмотрения привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности более 2 тыс. должностных лиц. Принесено свыше 300 протестов, выявлено и отменено по требованию прокурора более 400 незаконных правовых актов. В защиту государственных интересов в суды заявлено 43 иска на общую сумму более 12 млн. рублей. Предостережено о недопустимости нарушения законов 156 воинских должностных лиц, восстановлены права без малого 30 тыс. военнослужащих, уволенных с военной службы граждан и членов их семей.
Реально возмещенный ущерб государству составил сумму более 67 млн. рублей.
Помимо этого, надзорными средствами военных прокуратур ОГВ(с) в 2008 году предотвращено причинение государству материального ущерба на сумму свыше 14 млн. рублей (предотвращение выплат по неправосудным решениям).
При этом основные усилия военных прокуроров ОГВ(с) были и остаются сосредоточены на защите конституционных прав и свобод российских граждан.
- Максим Львович, но ведь вся эта работа ведется в условиях повышенной опасности для жизни ваших офицеров.
- Да, к сожалению, работники органов военной прокуратуры ОГВ(с), выполняя свой воинский и профессиональный долг в условиях контртеррористической операции, сопряженных с риском для жизни и здоровья, неоднократно подвергались нападениям и обстрелам со стороны незаконных вооруженных формирований (НВФ). 21 июня 2004 года боевики совершили нападение на места дислокации войск в Республике Ингушетия, где базируется военная прокуратура - в станице Троицкой. Благодаря грамотным действиям полковника С.М. Арефьева (ныне руководитель ВСУ по ДВО) потери от нападения боевиков были минимизированы и предотвращена гибель мирного населения.
Тактика «партизанской» войны боевиками постоянно совершенствовалась, а ее новым элементом стали ложные милицейские блокпосты (засады), выставляемые членами НВФ в различных местах, преимущественно на автомобильных дорогах, в разное время суток. В одну из таких засад попали 21 августа 2004 года на улице Ханкальской Грозного, двигаясь на двух служебных автомобилях, работники военной прокуратуры ОГВ(с) - водители сержант Р.А. Атабаев, старший сержант В.В. Вартанов и старшина М.Н. Мухаметгалин. Приняв бой, Р.А. Атабаев и В.В. Вартанов погибли, а М.Н. Мухаметгалин получил тяжелые ранения, но продержался до прибытия огневого подкрепления. За смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, старшина М.Н. Мухаметгалин и сержант Р.А. Атабаев (посмертно) награждены орденом Мужества, а В.В. Вартанов (посмертно) - медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Спустя почти четыре года, 19 марта 2008 года, попал в засаду на автомобильной дороге в районе н.п. Алхазурово Урус-Мартановского района Чеченской Республики водитель военной прокуратуры рядовой У.М. Масаев, в ходе перестрелки он погиб от огнестрельных ранений из автоматического оружия.
Вместе с тем благодаря взаимодействию и тесным контактам, налаженным работниками военной прокуратуры ОГВ(с) с руководством местных администраций, общественных организаций, а также со всеми силовыми ведомствами, выполняющими контртеррористические задачи на территории Северо-Кавказского региона, мир и спокойствие все же пришли на чеченскую землю.
По мере того как мирная жизнь постепенно входила в дома местных жителей Чечни, у сотрудников органов военной прокуратуры налаживался быт и создавались нормальные условия для службы. Благодаря этим переменам сотрудники военной прокуратуры обживали новые места, сменяя вагончики и палатки на жилые дома и казармы. Лишь в одном месте - в 319-й военной прокуратуре гарнизона условия жизни и службы пока еще далеки от идеальных. Однако будет нелишним отметить, что офицеры этой прокуратуры, осуществляющие надзор за военнослужащими Пограничных войск ФСБ России, проходят службу на отметке высоты 1.350 м над уровнем моря. При инспектировании поднадзорных войсковых частей им приходится подниматься на высоту до 3.000 метров (место дислокации высокогорной пограничной заставы) и спускаться вниз на отметку 600 м (место дислокации другой заставы). Постоянно подвергая себя огромному риску, работникам этой прокуратуры для связи с «большой землей» - военной прокуратурой Объединенной группировки - приходится лавировать на автомобиле по узкой ленте горной дороги, ведущей на равнину, нередко преодолевая лавинные и селевые завалы. Привозная вода, электричество от дизель-агрегатов и проживание в землянках - это далеко не полный перечень «земных удобств», которыми пользуются работники этой прокуратуры до сих пор. Такие условия жизни диктуются географическими особенностями этого участка нашей границы на Северном Кавказе. В горах даже строительство землянки сопряжено с непомерными затратами человеческих сил и средств. Условия жизни в других гарнизонах ОГВ(с) не столь экстремальны, но и сегодня сопряжены с тяготами и лишениями. Ханкалинский гарнизон, в пределах которого базируются военная прокуратура ОГВ(с) и военная прокуратура одной из войсковых частей, периодически обстреливается боевиками из гранатометов и стрелкового автоматического оружия, любой выезд за пределы гарнизона сопряжен с опасностью попадания под обстрел боевиков, которые по-прежнему неплохо информированы обо всех передвижениях военнослужащих по территории Чечни и Ингушетии. Количество террористических вылазок экстремистов в 2008 году на территории базирования поднадзорных ВП ОГВ(с) войск (Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Чечня) увеличилось в сравнении с показателями 2007 года. И сегодня впервые прибывшие в Ханкалу военнослужащие вынуждены привыкать к саперам в полном боевом снаряжении, каждое утро обследующим со специально обученными собаками подъезды жилых домов в военном городке. Это не перестраховка, а всего лишь одно из обязательных мероприятий по обеспечению безопасных условий службы.
- Вы коснулись вопросов налаживания взаимоотношений с местными органами власти и общественными организациями, а как вообще складываются отношения с гражданским населением?
- Безусловно, не обходится и без жалоб местных жителей на противоправные действия, совершаемые в их отношении. Анализ таких жалоб показывает, что большинство нарушений допускались в ходе специальных оперативно-разыскных (адресных) мероприятий. К сожалению, такие факты имели место, поэтому военная прокуратура ОГВ(с) принимала и принимает все меры для ужесточения прокурорского надзора за исполнением командованием воинских частей законов по соблюдению прав и свобод граждан в ходе проведения КТО.
Так, например, 16 ноября 2005 года на окраине села Старая Сунжа военнослужащий рядовой Кривошонок совершил убийство гражданина Х.А. Ахмадова, а затем, пытаясь скрыть данное преступление, совершил убийство граждан Ю.Х. Усманова и Д.С. Душаева.
6 апреля 2006 года Кривошонок приговорен Северо-Кавказским окружным военным судом к 18 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Как видите, наказание суровое.
С целью недопущения преступлений против мирного населения в ходе проведения специальных мероприятий военной прокуратурой, командованием ОГВ(с), руководством РОШ практически с начала проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе издавались совместные приказы и директивы. Одна из них предусматривает обязательное присутствие представителя военной прокуратуры в составе группы, проводящей такое спецмероприятие, для обеспечения законности действий военнослужащих по отношению к мирному населению.
В прошлые годы от местных жителей поступали жалобы о том, что похищения граждан, убийства и порча имущества (домовладений, личного транспорта) осуществлялись с использованием бронетехники. 15 февраля 2005 года по инициативе военной прокуратуры распоряжением командующего ОГВ(с) было запрещено использование бронетанкового вооружения в населенных пунктах.
Сегодня я могу с полной уверенностью сказать, что местное население может быть уверено в том, что ни одно противоправное действие федеральных силовых структур не окажется без внимания и должной оценки военной прокуратуры. А это, согласитесь, достаточно весомый фактор, когда речь идет о том, что выбрать - мирную жизнь или продолжить беспощадную кровную месть.
Вот уже более шести лет военная прокуратура ОГВ(с) выполняет поставленные перед ней задачи, осуществляя прокурорский надзор за соблюдением законности и правопорядка в условиях проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. И с этими задачами она справляется успешно.
На снимке: Осмотр места происшествия - падения вертолета.

Деятельность органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других восйк, воинских формирований и органов по предупреждению, выявлению и расследованию преступлений военнослужащих

Начальник управления надзора за исполнением законов при расследовании преступлений Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции Топориков Максим Львович

В работе рассмотрены особенности реализации процессуальных и иных полномочий органами дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Ключевые слова: органы дознания в войсках, дознание, полномочия органов дознания. В условиях увеличения интенсивности боевой подготовки военнослужащих, проведения крупномасштабных учений, привлечения к ним большого количества личного состава повышается роль органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов (далее – органы дознания в войсках) в обеспечении правопорядка в воинских коллективах. В этой связи заслуживают внимания и будут освещены в данной статье вопросы, касающиеся особенностей деятельности органов дознания в войсках по предупреждению, выявлению и расследованию преступлений военнослужащих. В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с данным Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Орган дознания наряду со следователем и прокурором является органом уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ) и относится к стороне обвинения, которую, кроме того, представляют прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель (п. 47 ст. 5 УПК РФ). К числу органов дознания уголовно процессуальным законом (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ) отнесены начальники органов военной полиции Вооруженных Сил, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов (далее – командиры воинских частей). Работа по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, предупреждению, выявлению и расследованию преступлений военнослужащих командирами воинских частей организуется в соответствии с требованиями законов, общевоинских уставов Вооруженных Сил, а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность командования воинских частей и руководителей органов военного управления в указанной сфере. Одним из таких нормативных актов является Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов (далее – Инструкция), утвержденная приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 23.10.2014 № 150, введенная в действие приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. К примеру, в Вооруженных Силах она введена в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.01.2015 № 50. В соответствии со ст. 4 данной Инструкции, основанной на требованиях ч. 2 ст. 21 УПК РФ, командиры воинских частей: проводят необходимые предусмотренные законом мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений; в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении; незамедлительно уведомляют военного прокурора об обнаружении признаков преступления. Отдельными командирами воинских частей в этой деятельности допускаются нарушения, но требования к организации данной работы для всех органов дознания в войсках едины. Говоря об этой работе органов дознания в войсках, отмечу, что прежде всего она должна быть направлена поддержание правопорядка и воинской дисциплины. Основной задачей командира воинской части является предупреждение преступлений, ну, а в случае их совершения – должны быть приняты меры к их пресечению и привлечению виновных лик к установленной законом ответственности. Деятельность командира воинской части по профилактике правонарушений базируется на положениях ст. ст. 75, 78 – 81 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации об общих обязанностях командиров (начальников), ст. 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, относящих вопросы воспитания, воинской дисциплины и морально-психологического состояния подчиненного личного состава, безопасности военной службы, внутреннего порядка, состояния и сохранности вооружения, военной техники и другого военного имущества к сфере ответственности и должностных обязанностей командира (начальника). Во исполнение уставных норм в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений командир воинской части, наряду с принятием иных мер, обязан: постоянно воспитывать подчиненных военнослужащих, развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости Военной присяги, чувство войскового товарищества и взаимовыручки; поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между военнослужащими разных национальностей; проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать в отношении их бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства; постоянно поддерживать воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава; воспитывать подчиненных военнослужащих в духе неукоснительного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинской части (подразделении) нетерпимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, обеспечивать на основе гласности их правовую и социальную защиту; обеспечивать твердый внутренний порядок в подчиненной воинской части: направлять деятельность штаба и подчиненных командиров (начальников) на организацию глубокого изучения и строгого выполнения всеми военнослужащими требований общевоинских уставов; предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части; проводить всестороннюю подготовку личного состава к несению службы в суточном наряде; организовывать контроль за несением внутренней службы, лично участвовать в проверке караулов, а также разрабатывать рекомендации по улучшению службы суточного наряда; организовывать и поддерживать внутренний порядок в полевых условиях и в других местах временного размещения воинской части; немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы; в целях обеспечения безопасности военной службы в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих; принимать все возможные меры по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели и увечий; поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество; проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий; организовывать учет и хранение вооружения и военной техники; своевременно истребовать и организовывать получение, хранение и учет военного имущества; предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности; экономно и целесообразно расходовать материальные и денежные средства; организовывать правовое воспитание, проводить иную работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков. Работу по предупреждению преступлений и иных правонарушений, обеспечению твердого уставного порядка командир воинской части проводит лично, а также через штаб и подчиненных командиров (начальников) во взаимодействии с военным прокурором, руководителем военного следственного отдела, органами безопасности в войсках, а также иными правоохранительными органами. Конкретные обязанности командира воинской части, должностных лиц штаба и иных воинских должностных лиц на данном направлении предусмотрены уставами, приказами (указаниями), а также соответствующими методическими документами министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба. Например, в Вооруженных Силах, к числу таких документов, наряду с иными, относятся приказы Минобороны России от 15.12.2010 № 1800 «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации», от 12.10.2016 № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации». Не вдаваясь в детали, отмечу, что к числу основных задач командира воинской части по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины упомянутые нормативные акты относят: сохранение жизни и здоровья подчиненных военнослужащих, обеспечение соблюдения ими требований безопасности в повседневной деятельности и в ходе подготовки воинской части и подразделений; профилактику преступлений, происшествий и грубых дисциплинарных проступков; искоренение в воинской части и подразделениях нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, а также превышений должностных полномочий с применением насилия по отношению к подчиненным; защиту прав личного состава, неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации при исполнении должностных обязанностей; сплочение многонациональных воинских коллективов, привитие военнослужащим чувства дружбы и войскового товарищества; воспитание подчиненных личным примером; недопущение фактов сокрытия преступлений, проведение объективных разбирательств таких случаев. Для этого командир воинской части должен: повышать исполнительскую дисциплину, установить жесткий спрос с подчиненных командиров (начальников) за невыполнение принятых решений; формировать в подчиненной воинской части корпоративную офицерскую этику, прививать должностным лицам стремление выполнить поставленную задачу в правовом поле и с высоким чувством ответственности; создавать условия военной службы, позволяющие минимизировать возможность совершения военнослужащими правонарушений; считать основной формой профилактической работы с военнослужащими по укреплению воинской дисциплины индивидуальную работу с военнослужащими, основными формами которой являются индивидуальная беседа, помощь, наставничество, постановка индивидуальных заданий и поручений, персональная оценка; использовать технические средства наблюдения за поддержанием уставного порядка в казармах и местах общего пользования воинской части; повышать роль суточного наряда в предупреждении и пресечении правонарушений; организовывать проведение социологических исследований по оценке морально-психологического состояния военнослужащих, изучению общественного мнения и социальных процессов; проводить мероприятия предупредительно-профилактической направленности совместно с военными прокурорами, руководителями военных следственных органов, органами безопасности в войсках, органами внутренних дел, организовывать проведение выездных заседаний военного суда в расположении воинской части. Названными ведомственными нормативными актами определены особенности проведения воспитательной работы, предупреждения правонарушений среди различных категорий военнослужащих: офицеров, сержантов (старшин), солдат (матросов), поставлены задачи предупредительно-профилактической направленности при работе с личным составом не только перед командирами (начальниками), но также перед штабами, органами по работе с личным составом, начальниками служб, иными подчиненными командиру должностными лицами. Мероприятия по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины организуются и проводятся всеми должностными лицами воинской части в общей системе подготовки и повседневной деятельности воинской части. Эффективность работы командира воинской части по предупреждению преступлений и иных правонарушений военнослужащих в значительной степени зависит от того, насколько качественно осуществляется эта деятельность всем офицерским составом воинской части и, прежде всего, командирами подразделений. На надлежащую организацию ими данной работы ориентируют методические рекомендации, разрабатываемые в центральных органах военного управления. К их числу в Минобороны России, например, относится методическое пособие «Командиру о поддержании правопорядка и предупреждении правонарушений в подразделении», утвержденное указанием статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 06.06.2012 № 172/1/2751. Названное методическое пособие предназначено для использования командирами (начальниками) в процессе обучения офицерского состава, командиров подразделений, сержантов и старшин наиболее приемлемым и действенным формам и методам организаторской работы и воздействия на подчиненных в целях предупреждения отдельных видов правонарушений: в сфере обеспечения безопасных условий военной службы, сохранения жизни и здоровья личного состава в процессе боевой подготовки и повседневной жизнедеятельности; в сфере межличностных отношений военнослужащих; уклонений от военной службы; суицидальных происшествий; наркомании, токсикомании, пьянства и алкоголизма; при несении внутренней и караульной служб; гибели и травматизма при выполнении работ, обслуживании военной техники и вооружения; дорожно-транспортных происшествий на служебном и личном автотранспорте; связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; хищений оружия и боеприпасов в подразделении; коррупционной направленности. Когда в ходе предупредительно-профилактической деятельности, а также в иных случаях командиру воинской части становится известно о готовящемся или совершенном преступлении военнослужащего дальнейшие его действия и решения как органа дознания должны основываться на требованиях уголовно-процессуального и уголовного кодексов, Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания, а также нормах процессуального характера, содержащихся в иных нормативных актах. В каждом случае обнаружения в действиях (бездействии) военнослужащих признаков преступления командир воинской части, как мной отмечалось ранее, руководствуясь требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания, должен: незамедлительно уведомить об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа, а в условиях Вооруженных Сил, кроме того, начальника органа военной полиции; принять предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, а также изобличению лица или лиц, виновных в его совершении. УПК РФ (ст. ст. 144, 145) обязывает командира воинской части как органа дознания принять, проверить сообщение о любом совершенном и готовящемся преступлении и в пределах компетенции, предусмотренной данным Кодексом, принять по нему процессуальное решение. Каждое поступившее в воинскую часть сообщение о преступлении по закону должно быть зарегистрировано в воинской части в Книге регистрации этих сообщений. Такими сообщениями могут быть: письменное заявление о преступлении; составленные по поручению командира воинской части дознавателем протокол принятия устного заявления о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления. Подготовка такого рапорта осуществляется когда командиру воинской части о преступлении военнослужащего стало известно из иных источников, например, от подчиненного ему командира подразделения. Образцы всех сообщений о преступлении предусмотрены Инструкцией. На поступившем сообщении о преступлении командир воинской части накладывает резолюцию о его регистрации в упомянутой книге, о порядке проведения проверки в порядке ст. ст. 144,145 УПК РФ, а также указывает дознавателя, которому она поручается. Кроме того, по каждому случаю проведения проверки сообщения о преступлении в порядке, установленном ст. ст. 144, 145 УПК РФ, командир воинской части дает письменное поручение дознавателю. Бланк поручения о проверке сообщения о преступлении также предусмотрен названной Инструкцией. Упомянутое поручение, а также копия приказа командира воинской части о назначении дознавателем воинской части приобщаются к материалам проверки сообщения о преступлении. В настоящее время командир воинской части должен организовывать проведение процессуальной проверки по всем сообщениям о преступлениях подчиненных, кроме случаев, когда преступление выявлено военной полицией. В последнем случае, а также в иных ситуациях, когда, например, преступление совершено гражданским лицом в отношении военнослужащего, если нет неотложной необходимости закреплять следы преступления, зарегистрированные сообщения о преступлениях без проведения проверки с постановлением о передаче сообщения о преступлении по подследственности направляются соответствующему военному прокурору. Не останавливаясь подробно на процессуальной деятельности командира воинской части как органа дознания, поскольку эти вопросы детально изложены в Инструкции, отмечу, что дознаватель проводит проверку сообщения о преступлении и в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ принимает решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения (составления рапорта об обнаружении признаков преступления или протокола принятия устного заявления). При необходимости по мотивированному постановлению дознавателя 3-х суточный срок проверки в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ может быть продлен командиром воинской части до 10 суток и в особых случаях – военным прокурором до 30 суток. По результатам проверки сообщения о преступлении дознаватель принимает одно из следующих решений: 1) о передаче сообщения по подследственности; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ. Порядок действий органа дознания в войсках в случае возбуждения уголовного дела изложен в главе II упомянутой Инструкции.   Литература 1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // ИПС «Гарант». 2. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» // ИПС «Гарант». 3. Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденная приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 23.10.2014 № 150 // ИПС «Гарант». 4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31.01.2015 № 50 «Об организации процессуальной деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации». 5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 № 1800 «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации». 6. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12.10.2016 № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации». 7. Методическое пособие «Командиру о поддержании правопорядка и предупреждении правонарушений в подразделении», утвержденное указанием статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 06.06.2012 № 172/1/2751.

Команда Сергея Фридинского покидает Главную военную прокуратуру.

“Ъ” стало известно о масштабных организационно-кадровых изменениях, произошедших в Главной военной прокуратуре. Ведомство покинули первый заместитель главного военного прокурора Андрей Никулищин, занимавший эту должность последние шесть лет, заместитель Александр Арутюнян, а также руководители трех управлений. Предполагается, что их заменят как выдвиженцы из самой ГВП, так и проявившие себя прокурорские начальники из регионов. Среди последних называется прокурор Тихоокеанского флота Сергей Скребец.

Поводом для масштабных изменений в руководстве ГВП стал выход на пенсию Сергея Фридинского, который возглавлял военный надзор одиннадцать лет — до конца апреля этого года. Преемника генерал-полковнику юстиции Фридинскому генпрокурор Юрий Чайка нашел в Сибири — в июне им стал экс-прокурор Бурятии Валерий Петров.

После того как господин Петров освоился в известном здании в переулке Хользунова, в отставку один за другим начали подавать генералы, входившие в команду Сергея Фридинского. Одним из первых ушел в длинный отпуск с последующим увольнением по выслуге лет первый заместитель главного военного прокурора Андрей Никулищин, занимавший эту должность последние шесть лет. Известность генерал-лейтенант Никулищин получил как инициатор целого ряда масштабных проверок, в том числе во внутренних войсках МВД, которые выявили многомиллионные растраты и закупки некачественных продуктов.

Затем, по данным источников “Ъ”, рапорт последовал от заместителя руководителя ГВП Александра Арутюняна — еще одного ветерана военного надзорного ведомства. В своей последней должности генерал, отвечавший среди прочего за работу надзорщиков в судах, пребывал с 2002 года. По слухам, рапорта ждали и от последнего, третьего, заместителя главного военного прокурора Александра Девятко, но в итоге генерал-лейтенант юстиции, пришедший в ГВП только в 2013 году с должности прокурора Западного военного округа, остался и, похоже, не прогадал. Во всяком случае, сейчас источники “Ъ” называют его одним из претендентов на должность первого заместителя Валерия Петрова.

Между тем при господине Фридинском Александр Девятко фигурировал в крупном коррупционном скандале: бывший заместитель начальника отдела собственной безопасности ГВП Олег Зуб называл его в числе трех десятков военных надзорщиков, якобы незаконно получивших земельные участки в ближнем Подмосковье. Впрочем, после того, как в этом году по приговору суда полковник Зуб получил пять лет и шесть месяцев заключения за мошенничество, земельный скандал сошел на нет. Во всяком случае, расследование возбужденного в связи с ним уголовного дела не получило развития.

По данным источников “Ъ”, ГВП также решили покинуть три генерал-майора юстиции: Максим Топориков, возглавляющий управление надзора за исполнением законов при расследовании преступлений; начальник организационного управления Главной военной прокуратуры Игорь Бутрим, курирующий пресс-службу, а также начальник управления надзора за исполнением законов о федеральной безопасности Владимир Молодых. В ГВП и Генпрокуратуре перестановки официально комментировать отказались, а неофициально, подтвердив их, отметили, что кадровая реформа проводится в рамках программы, направленной в том числе и на омоложение руководства главного военного надзорного ведомства.

По данным источников “Ъ”, планируется, что большинство генералов-отставников заменят их более молодые коллеги из ГВП. Кроме того, в ведомстве ждут хорошо зарекомендовавших себя прокурорских начальников из регионов. Среди них, в частности, называют прокурора Тихоокеанского флота Сергея Скребца. В прошлом году именно господин Скребец инициировал арбитражный процесс, благодаря которому Минобороны был возвращен оцениваемый в 145 млн руб. участок земли в пригороде Владивостока.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ЮРИСТОВ

    Белых-Силаев Дмитрий Владимирович, Буторин Игорь Иванович, Мишуткин Игорь Викторович, Цырков Андрей Петрович

    Белых-Силаев Дмитрий Владимирович, главный редактор журнала «Юридическая психология», преподаватель Военного университета МО РФ [email protected]

    Буторин Игорь Иванович, начальник прокурорско-следственного факультета Военного университета МО РФ, полковник [email protected]

    Мишуткин Игорь Викторович, заместитель начальника Военного университета МО РФ, председатель Ученого совета юридических факультетов ВУМО, генерал-майор [email protected]

    Цырков Андрей Петрович, начальник кафедры физической подготовки Военного университета МО РФ, полковник [email protected]

    Статья посвящена современному применению мультимедийных технологий на юридических факультетах ВВУЗа. Раскрывается понятие мультимедиа. Описывается ход эксперимента, поставленного на юридических факультетах ВВУЗа, с целью определения степени влияния мультимедиа на эффективность обучения курсантов юридических факультетов ВВУЗа. Из экспериментального исследования сделаны соответствующие выводы, даны практические рекомендации

    Ключевые слова: мультимедиа, профессиональная подготовка, юристы, ВВУЗ, эффективность обучения

    Belykh-Silaev D.V., Butorin I.I., Mishutkin I.V., Сyrkov А.P.

    Contemporary application of multimedia technologies at juridical faculties of the Military Institution of Higher Education

    The article concerns contemporary application of multimedia technologies at juridical faculties of the Military Institution of Higher Education; reveals the concept of multimedia; describes the course of experiment set up on juridical faculties of the Military Institution of Higher Education for the purpose of determination of the level of influence of multimedia on the efficiency of teaching students of juridical faculties of the Military Institution of Higher Education. On the basis of experimental research the authors make the relevant conclusions, give practical recommendations

    Key words: : multimedia, professional training, lawyers, Military Institution of Higher Education, efficiency of training

ВОЕННО-ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

    Топориков Максим Львович

    Топориков Максим Львович, генерал-майор юстиции, начальник управления надзора за исполнением законов при расследовании преступлений Главной военной прокуратуры

    Статья раскрывает правовое регулирование досудебного соглашения о сотрудничестве между сторонами обвинения и защиты. Представлен отечественный и зарубежный опыт применения института досудебного соглашения о сотрудничестве как соглашения между сторонами обвинения и защиты. Определены актуальные вопросы, правовая природа, процедура и пределы применения данного правового института

    Ключевые слова: досудебное соглашение, обвинение, защита, сотрудничество между сторонами, правовое регулирование, прокурорская практика

    Pre-judicial agreement on cooperation between the parties of accusation and defense

    The article concerns legal regulation of pre-judicial agreement on cooperation between the parties of accusation and defense; presents Russian and foreign experience of application of the institute of pre-judicial agreement on cooperation as an agreement between the parties of accusation and defense; determines topical issues, legal nature, procedure and limits of application of this legal institute

    Key words: prejudicial agreement, accusation, defense, cooperation between the parties, legal regulation, procurator’s practice

    Фролов Владимир Александрович

    Фролов Владимир Александрович, соискатель кафедры уголовного процесса Московской академии экономики и права, [email protected]

    Статья раскрывает особенности использования производных доказательств в военных судах Российской Федерации. Определены значение и сложность оценивания производных доказательств военными судами. Установлено, что использование в военных судах РФ производных доказательств способствует всестороннему и полному изучению обстоятельств дела, установлению объективной истины по делу

    Ключевые слова: производные доказательства, военные суды, оценка доказательств, процессуальные решения

    Use of derivative evidence in the military courts of the Russian Federation

    The article concerns peculiarities of use of derivative evidence in the military courts of the Russian Federation; determines significance and difficulty of evaluation of derivative evidence by military courts; specifies that the use of derivative evidence in the military courts of the Russian Federation promotes exhaustive and complete study of the circumstances of the case, stating of objective truth in the case

    Key words: : derivative evidence, military courts, evaluation of evidence, procedural decisions

ВОЕННО-ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИКИ

    Балашов Николай Михайлович, Маликов Сергей Владимирович

    Балашов Николай Михайлович, профессор кафедры криминалистики Военного университета, кандидат юридических наук, Заслуженный юрист России

    Маликов Сергей Владимирович, начальник кафедры криминалистики Военного университета, доктор юридических наук, профессор

    В статье отражены особенности допроса граждан в районах вооруженных конфликтов. Определено понятие допроса, должностные лица правоохранительных и иных органов, наделенные полномочиями по проведению допроса. Приведены тактические приемы и методы проверки достоверности показаний

    Ключевые слова: допрос, следователи, дознаватели, показания, военнослужащие, район вооруженного конфликта

    Balashov N.М., Malikov S.V.

    Peculiarities of interrogation of citizens including military men in the districts of armed conflicts

    The article reflects the features of interrogation of citizens in areas of armed conflicts. The author gives the noion of interrogation, authorities , law enforcement and other agencies that conduct interrogation. The artile presents tacticle methods

    Key words: interrogation, investigators, interrogators, evidence, military men, area of armed conflict

ВОЕННО-ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

    Дзёган Анатолий Илларионович

    Дзёган Анатолий Илларионович, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин факультета юриспруденции и ювенальной юстиции Московского психолого-социального университета, доцент [email protected]

    В статье раскрыты некоторые аспекты правовой защиты субъектов правоотношений в области жилищного обеспечения военнослужащих. Определены правовые основы жилищного обеспечения военнослужащих. На примерах судебной защиты нарушенных жилищных прав военнослужащих показаны возможные меры защиты их субъективных жилищных прав

    Ключевые слова: жилищное обеспечение, военнослужащий, правовая защита, судебная защита, субъект правоотношения, жилищное право

    Legal protection of subjects of lgal relations in the sphere of housing provision of military men

    The article concerns some aspects of legal protection of subjects of legal relations in the sphere of housing provision of military men. on the basis of examples of judicial protection of violated housing rights of military men the author shows the possible measures of protection of their subjective housing rights

    Key words: housing provision, military man, legal protection, judicial protection, subject of a legal relation, housing right

ВОЕННО-ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

    Ковалев Вячеслав Игоревич

    Ковалев Вячеслав Игоревич, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования РФ

    В статье представлены актуальные вопросы соблюдения трудовых прав гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Определен порядок внесения записи в трудовую книжку работника, увольнения лиц гражданского персонала, прекращения трудового договора. Приведены наиболее распространенные случаи нарушений трудового законодательства в данной области правоотношений

    Ключевые слова: трудовые права, гражданский персонал, Вооруженные Силы Российской Федерации, нарушения, совместительство, трудовой договор

    Topical issues of observance of labor rights of civil personnel of the Armed Forces of the Russian Federationр

    The article concerns topical issues of observance of labor rights of civil personnel of the Armed Forces of the Russian Federation; determines the procedure of making an entry in labor books of employees, dismissal of civil personnel, termination of labor contract; presents the most common cases of violation of labor legislation in this sphere of legal relations

    Key words: labor rights, civil personnel, Armed Forces of the Russian Federation, violations, moonlighting, labor contract

    Ломакина Татьяна Вячеславовна

    Ломакина Татьяна Вячеславовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного Университета

    Статья посвящена вопросам заключения (изменения) трудового договора с гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ в случаях их несоответствия предъявляемым к занятию должности требованиям, которые содержатся в квалификационных справочниках, других нормативных правовых актах. Приводится судебная практика по разрешению данной категории споров

    Ключевые слова: трудовой договор, гражданский персонал, Вооруженные Силы РФ, квалификационные требования, заключение (изменение), спорные вопросы

    Controversial issues of conclusion (alteration) of labor contract with civil personnel of the Armed Forces of the RF not corresponding to qualification requirements of offices taken

    The article concerns issues of conclusion (alteration) of labor contracts with civil personnel of the Armed Forces of the RF in the cases of non-correspondence thereof to the requirements imposed with regard to the position taken, which are mentioned in qualification manuals, other normative acts; cites judicial practice with regard to resolution of disputes of this category

    Key words: labor contract, civil personnel, Armed Forces of the RF, qualification requirements, conclusion (alteration), controversial issues

ВОЕННО-ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Шевцов Владимир Сергеевич

    Шевцов Владимир Сергеевич Старший преподаватель Современной гуманитарной академии [email protected]

    В статье изложены различные аспекты информатизации общества. Обозначены возникающие при этом проблемы. Выделены реально существующие и потенциальные угрозы государственной безопасности России. Обозначены тенденции информационно-психологического противоборства. Приведены примеры влияния информатизации на сферы функционирования российского общества

    Ключевые слова: информатизация, информационно-психологическое противоборство, государственная безопасность, конструктивное и деструктивное влияние

    Informatization and influence thereof on the state security of Russia

    The article concerns various aspects of informatization of society; notes the problems related to it; draws attention to the existing and potential threats to the state security of Russia; determines tendencies of information-psychology struggle; gives examples of influence of informatization on the spheres of functioning of the Russian society

    Key words: informatization, information-psychology struggle, state security, constructive and destructive influence.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: