Проект по литературе на тему твардовский. Лег Василий Теркин


Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях.

Военный путь Твардовского начался в 1939 году. Как военкор он участвует в походе на Западную Белоруссию, а позднее в Финской кампании.


Учебник, стр. 136-137

  • Составление тезисов статьи «Александр Трифонович Твардовский»

История создания поэмы

  • 11 декабря 1939 года в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» появилось стихотворение А.Твардовского «На привале», развитое впоследствии в одноименную главу поэмы «Василий Теркин». Глава была написана в 1940 году, во время Финской кампании создавалась глава «Переправа». Таким образом, Василий Теркин поначалу был героем Финской войны 1939-40 годов.

Особенности жанра

  • «Жанровое обозначение «Книга про бойца» совпало с решением писать не поэму, не повесть, а книгу: слово «книга» звучит по -особенному значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный»

А.Твардовский


Композиция поэмы

  • Книга состоит из 30 глав.
  • Каждая глава – самостоятельное произведение. Но главы объединены одним главным героем – Василием

Тёркиным


  • Поэма создавалась в страшные годы войны.
  • Они читали то, что попадалось им в руки, но им было понятно, о чем эта поэма.


Лирические отступления

  • В четырёх авторских главах-отступлениях - рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

Пафос поэмы

Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была.

... А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.


  • Книга стала очень популярной.
  • Она стала дорога каждому бойцу.
  • Они хранили её за голенищем сапог, за пазухой, в шапке.
  • Им полюбился главный герой.
  • Каждый хотел быть похожим на него.

Главы, рассказывающие о суровом быте войны

«На привале», «Перед боем», «Два солдата»

К рукаву припав лицом,

На пригретом взгорке

Меж товарищей бойцов

Лег Василий Теркин.

Тяжела, мокра шинель,

Дождь работал добрый.

Крыша - небо, хата - ель,

Корни жмут под ребра.


Главы о героических подвигах

«Переправа», «Бой в болоте», «Поединок», «На Днепре»

  • Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

  • К ночи будут переправы,

В срок поднимутся мосты,

А ребятам берег правый

Свесил на воду кусты.

Подплывай, хватай за гриву.

Словно доброго коня.

Передышка под обрывом

И защита от огня.

Не беда, что с гимнастерки,

Со всего ручьем течет...

Точно так Василий Теркин

И вступил на берег тот.


Она раскрывает еще одну существенную черту героя – его сознательность. В этой главе говорится о первом, очень тяжелом для нас этапе войны, когда наша армия вынуждена была отступать. Теркину с товарищами пришлось выходить из окружения.

«Я ж, как более идейный, был как там бы политрук,»– рассказывает Теркин. Он понимает временный характер отступления, вселяет в бойцов бодрость и уверенность в нашей победе.


Не взорвемся, так прорвемся,

Будем живы – не помрем.

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.





Ритм и размер стиха

Т о лько вз я л бо е ц трехр я дку,

Ср а зу в и дно - г а рмон и ст.

Дл я нач а лу, дл я пор я дку

К и нул п а льцы св е рху вн и з.

Позабытый деревенский

Вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив,

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Образ главного героя

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный…

Василий Теркин воплощает в себе лучшие черты народа, является его собирательным образом. Это одновременно и трагическая, и героическая фигура. К тому же доброй шуткой, оптимизмом и жизнестойкостью он способен смягчить трагизм обстановки.

Говорящая фамилия

  • «Эту фамилию, - писал Твардовский, - мы сконструировали, отталкиваясь от глаголов «тереть», «перетирать». Имя Василий было особенно дорого автору: прадед поэта и его младший брат носили это имя.
  • Василий – гр. царский, царственный

С первых дней годины горькой

Мир слыхал сквозь грозный гром,-

Повторял Василий Теркин:

- Перетерпим. Перетрем…

Теркин – воплощение русского национального характера

Теркин – яркая личность, жизнерадостная, добродушная натура, «щедрое сердце», «душа нараспашку», человек, соединивший в себе душевное благородство и простоту, ум и смекалку, наивность и мудрость, веселую шутку и трагическое мироощущение своей эпохи…

Словом, Теркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянке гость не лишний,

На работе хоть куда...

Солдат-богатырь

Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

Богатырь не тот, что в сказке -

Беззаботный великан, -

А в походной запояске,

Человек простой закваски...

В муках тверд и в горе горд

Теркин жив и весел, черт!

  • - Мужественный, смелый, бесстрашный, храбрый воин.
  • Совершал героические подвиги: Он переплыл реку (глава «Переправа»)

сбил из винтовки немецкий самолет (глава «Кто стрелял?»)

  • - Хороший друг, настоящий боевой товарищ. Его все любили.
  • - Тактичный. Отличный гармонист (глава «Гармонист»)
  • - Оптимист. Никогда не падал духом, никогда не унывал.
  • - Всегда шутил. Этим поднимал настроение солдат.
  • - Уважает старших (глава «Два солдата»)
  • - Смекалистый.
  • - Умный, рассудительный.
  • - Мастер на все руки – починил часы, сделал развод у пилы.
  • - Любит Родину.

Русский национальный характер

  • Жизнестойкость
  • Простота
  • Ответственность
  • Щедрость
  • Жизнерадостность
  • Смелость
  • Выдержка и терпение
  • Сметливость и мудрость
  • Сознательность
  • Уважение к прошлому и настоящему своей родины
  • Бескорыстие

С первых дней годины

горькой,

В тяжкий час земли родной

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой,

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Теркин на войне.

Памятник А.Твардовскому и Василию

Теркину в Смоленске. Скульптор

А.Г.Сергеев, архитектор А.П.Щевьев.

Праздник близок, мать-Россия,

Оберни на запад взгляд:

Далеко ушел Василий,

Вася Теркин, твой солдат.

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег,-

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Язык поэмы Вспомните крылатые выражения…

1. Не зарвёмся, так прорвемся,

(Будем живы – не помрём)

2. Переправа, переправа!

(Берег левый, берег правый)

3. Кому память, кому слава,

Кому темная вода,-

(Ни приметы, ни следа)

4. Бой идет, святой и правый,

Смертный бой не ради славы-

(Ради жизни на земле)

5. Я не так еще сыграл бы-

(Жаль, что лучше не могу)

6. Хоть бы что ребятам этим,

С места –

(в воду и огонь)

7. Смерть есть смерть. Ее прихода

(Все мы ждем по старшине)

8. В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

(Русский чудо-человек)

9. Рвутся мины. Звук знакомый

Отзывается в спине.

Это значит - Теркин дома,

(Теркин снова на войне)

Художники - иллюстраторы

Художник Орест Верейский

Ю.Непринцев

«Отдых после боя»

  • | На картине мы видим бойцов, отдыхающих после боя. Общим вниманием завладел Василий Тёркин, бывалый солдат, балагур и весельчак. Плотным кольцом окружили его боевые друзья. Они смеются, значит, Василий Тёркин рассказывает о чём-то смешном. Но сам он при этом серьёзен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка. Но и в эту весёлую минуту - характерная черта – Василий Тёркин не позабыл поставить свою винтовку прикладом вниз на носок сапога.
  • Хорошо, как есть такой
  • Парень на походе.

Глава «Переправа»

Учебник,

стр. 146-153

Домашнее задание Выучить отрывок наизусть из главы «Переправа» стр. 146-148


Биография А. Т. Твардовского 8 (21) июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии родился Александр Трифонович Твардовский, автор знаменитой поэмы о войне " Василий Теркин ", редактор самого " смелого " журнала - " Новый мир ". Александра Твардовского можно, пожалуй, по праву назвать народным поэтом. И не только потому, что детство и юность он провел в деревне. Его поэзия вобрала в себя лучшие черты русского фольклора: искренность чувств и простоту выражения мыслей. Вчитайтесь в эти строки: Июньское свежее лето, Любимая с детства пора, Как будто я встал до рассвета, Скотину погнал со двора. Я все это явственно помню: Росы ключевой холодок, И утро, и ранние полдни - Пастушеской радости срок


С какой нежностью рисует поэт картины родной природы! Так говорить может только тот, кто по - настоящему проникнут любовью к ней. Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве. Еще учась в сельской школе, в Смоленской области, он в 14 лет стал селькором смоленских газет, а в 1925 году там были опубликованы его стихи. Вскоре выходят его поэмы " Путь к социализму " (1931), " Вступление " (1932), " Страна Муравия " (), а затем - и сборники стихов " Дорога " (1938), " Сельская хроника " (1939), " Загорье " (1941). Но самой знаменитой стала созданная во время войны поэма " Василий Теркин. Книга про бойца ". Здесь суровая правда о войне представлена глазами простого солдата. А всего иного пуще Не прожить наверняка - Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей, Да была б она погуще, Как бы ни была горька.




О них, настоящих народных героях, защищавших страну от фашизма, автор знал не понаслышке. В годы Великой Отечественной войны он работал в военных газетах. В поэме талант Твардовского соединил лирическую форму повествования с солдатскими притчами и байками. Бунин так отзывался об этом произведении: " Это поистине редкая книга - какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный, народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно - пошлого слова ". Да, действительно, в поэме в непритязательной форме воплотились такие лучшие человеческие качества, как подлинный патриотизм, сила духа, героизм. Наряду с этим задорным лубочно - частушечным произведением Твардовский создает и другие, в которых война предстает в своем ужасном обличье. С 1942 по 1946 год он пишет поэму " Дом у дороги ", в центре которой - судьбы " подвижника - бойца " Андрея Сивцова и его жены, Анны, которую вместе с детьми угнали в Германию. В ней звучат народные мотивы, близкие жанру плача. Поэма - гимн человеческому мужеству, стойкости и самоотверженности.


Находясь в гуще событий и ежедневно наблюдая фронтовые будни, поэт создает целый ряд стихотворений о войне, в которых воспевает мужество и героизм бойцов. Наверное, самое известное из них - это: Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете.


После войны Твардовский обращается в своем творчестве к жизни простых людей - как они возрождаются к мирной жизни, восстанавливают то, что было разрушено войной. Создается книга " За далью - даль ", представляющая как бы дневник путешествия в Сибирь и на Дальний Восток. Книга была в 1961 году удостоена Ленинской премии. Важными вехами в жизни Александра Трифоновича Твардовского была работа в качестве главного редактора журнала " Новый мир ". Впервые он возглавлял журнал в годах. Время тогда было сложное - проходил процесс восстановления народного хозяйства. Твардовский, душой болевший за деревню, сам остро критиковал социально - экономические преобразования и публиковал статьи на эту тему, названные " порочными ", авторами которых были В. Померанцев, М. Лившиц, Ф. Абрамов, М. Щеглов и другие. Кроме того, он попытался опубликовать там поэму " Теркин на том свете ", где в иносказательной форме подверг критике господствующую тогда бюрократическую систему. Результатом явилось освобождение его от обязанностей главного редактора 23 июля 1954 года. Лишь после знаменитого 20- го съезда партии у него появилась возможность вернуться в журнал.





При нем " Новы й мир " стал действительно новым миром - миром демократии и свободы. Там публиковались произведения Ф. Абрам ова, Ч. Айтма това, Г. Бакла нова, В. Белов а, В. Быков а, В. Войно вича, К. Вороб ьева, В. Доро ша, Ю. Домбр овског о, С. Залыг ина, Ф. Искан дера, Б. Можа ева, В. Овечк ина, Ю. Трифо нова, Шукш ина, А. Яшина и др.. Велич айшей заслуг ой редактора стало опубликование произведения тогда еще ником у неизвестного рязанского учителя Алекс андра Солже ницын а " Один день Ивана Денис овича " (1962). В это время в литературный обиход вошел термин " ново мирская проза " - то есть остро социа льная и художественно значимая. При нем " Новый мир " стал действительно новым миром - миром демократии и свободы. Там публиковались произведения Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, Г. Бакланова, В. Белова, В. Быкова, В. Войновича, К. Воробьева, В. Дороша, Ю. Домбровского, С. Залыгина, Ф. Искандера, Б. Можаева, В. Овечкина, Ю. Трифонова, Шукшина, А. Яшина и др.. Величайшей заслугой редактора стало опубликование произведения тогда еще никому не известного рязанского учителя Александра Солженицына " Один день Ивана Денисовича " (1962). В это время в литературный обиход вошел термин " новомирская проза " - то есть остро социальная и художественно значимая. Однако наступил конец хрущевской оттепели, и для Твардовского вновь настали сложные времена. Журнал стали ругать за " очернительство ", " искажение истории ", " критику колхозного строя ". Твардовского лишили ближайших сотрудников. Его, бывшего депутата Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, члена Центральной Ревизионной комиссии КПСС, кандидата в члены ЦК КПСС, больше уже не избирали в подобные органы. В феврале 1970 года условия работы стали невыносимыми, и он вынужден был незадолго до своего шестидесятилетия покинуть журнал. А. И. Солженицын так отозвался об этом событии: " Есть много способов убить поэта. Для Твардовского было избрано: отнять его детище - его страсть - его журнал ". После ухода из журнала все больше стала давать о себе знать болезнь, поэт уехал к себе на дачу под Москвой, где и провел последние дни. Скончался Александр Трифонович Твардовский 18 декабря 1971 года.

Cлайд 1

Твардовский Александр Трифонович Родился 8 июня 1910 года Скончался 18 декабря 1971 года

Cлайд 2

Детство. Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе Загорье в Смоленской области в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. В годы войны этот хутор был сожжен немецкими войсками. Земля эта - десять с небольшим десятин - вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле - нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор. Трифон Гордеевич Твардовский

Cлайд 3

Трифон Гордеевич был человеком начитанным - и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова. Мать Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина. Мария Митрофановна Твардовская

Cлайд 4

Начало творческой деятельности Первые заметки начали появляться с 1925 года. Авторитет юноши возрос. «Это делало меня, - вспоминает он в автобиографии, - рядового сельского комсомольца, в глазах моих сверстников и вообще окрестных жителей лицом значительным». К молодому селькору стали обращаться с просьбами написать о неполадках, приходили с жалобами на несправедливость начальства. Непосредственно стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд. Однажды, собрав несколько стихотворений, Твардовский принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. Михаил Васильевич Исаковский

Cлайд 5

Первое стихотворение было напечатано в воскресном номере газеты «Смоленская деревня» 19 июля 1925 года. Новая изба. Пахнет свежей сосновой смолою. Желтоватые стены блестят. Хорошо заживем мы семьею Здесь на новый советский лад! А в углу мы «богов» не повесим, И не будет лампадка тлеть. Вместо этой дедовской плесени Из угла будет Ленин глядеть. Александр Твардовский

Cлайд 6

В большинстве ранних стихов юнный поэт восторженно писал о наступивших в деревне переменах. Даже когда началась колективизация (от которой в том числе постродала и семья Твардовских) Он мучительно старался, как вспоминал позднее,”Представить дело так так, как нам тогда казалось”(Как необходимый “Великий перелом”).

Cлайд 7

Cлайд 8

Василий Теркин После окончания в 1939г. Московского института философии, литературы и истории (ИФЛИ) Твардовский был призван в армию как военный корреспондент. Трудности, испытанные Красной Армией в зимнюю кампанию 1939/40гг. Подготовили поэта к трагедиям Великой Отечественной войны. Помимо работы над стихами и очерками, написанными им в ту пору, он участвовал в создании фельетонного персонажа, появившегося на страницах газеты Ленинградского военного округа”На страже Родины”,- веселого бывалого солдата Васи Теркина. Твардовский- Военный корреспондент

Cлайд 9

Обложка к книге "Василий Теркин"

Cлайд 10

Произведения о войне В 1945 году была завершена работа над «Теркиным». Книга тут же издается и пользуется небывалой популярностью. В следующем году Александр Трифонович получил Государственную премию за «Василия Теркина». В этом же году написана поэма «Дом у дороги» – тоже о войне, но с трагической точки зрения. Как писал Самуил Маршак, «поэма могла родиться только в годы великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого основания». За эту поэму в 1947 году Твардовский так же получил Государственную премию Дом у дороги. 1946 год.

Cлайд 11

Твардовский и журнал «Новый мир» В 1950 году Александр Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир». Параллельно начинается работа над поэмой за «Далью даль», которая была закончена спустя 10 лет. В 1954 году его увольняют с поста главного редактора «Нового мира» за «демократические тенденции», появившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. И. В. Сталин

Cлайд 12

Однако на этом связь с «Новым миром» не разрывается. В 1958 году Твардовский возвращается в «Новый мир» на ту же должность. Он собирает коллектив своих единомышленников. В 1961 году им удается даже опубликовать в журнале повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». После этого Твардовский становится «неофициальным оппозиционером».

Cлайд 13

1967 – 1969 годах идет работа над поэмой «По праву памяти», в которой поэт описывает ужасы коллективизации на примере, в том числе, собственного отца. При жизни автора произведение не будет издано. Так же, как и поэма «Теркин на том свете» (написана в 1963 году) – слишком сильно «тот свет» в изображении Твардовского напоминает советскую действительность. В 1970 году правительство снова лишает поэта должности в «Новом мире».

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: