Предмет, методы и функции политологии. Методы и функции политической науки Функции и методы политологии

Интеграционный характер политологии обуславливает необходимость многостороннего исследования политических явлений, предполагает применение разнообразных методов и подходов в исследовании. Это помогает углубить и сделать разносторонними знания о политике, а значит увеличить ее практическую пользу для развития государства, общества.

При изучении политической сферы очень важен социологический подход . Он предполагает выяснение социальной обусловленности явлений, влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. Антропологический и психоаналитический подходы учитывают непременное влияние биологического фактора на политику (инстинктивные, подсознательные психологические процессы и их мотивации, как личностные, так и коллективные).

Исследование политических явлений требует также применения совокупности методов (способов познания). Перечислим важнейшие.

Структурно-функциональный анализ. Предполагает рассмотрение политики как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение и выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей системы.

Бихевиористский метод (о нем уже говорилось в связи с практической политологией). Суть его заключается в изучении особенностей политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей (особенно лидеров) и групп. Этот метод очень широко распространен в западной особенно прикладной политологии.

Институциональный метод. Ориентирует на изучение институтов, посредством действия которых осуществляется политика (государство, партии и т.п.).

Сравнительный метод . Основан на сопоставлении однотипных политических явлений в разных странах. При его применении необходимо помнить, что аналогия всегда означает не только сходство, но и различие между сходными явлениями, никогда не бывает полной.

Исторический метод. Предполагает изучение политических явлений в их последовательном развитии во времени, в их причинно-следственной связи. При этом надо иметь в виду, что более ранние по времени события совсем не всегда бывают причиной развития последующих политических событий.

Важно подчеркнуть, что только совокупное использование всех методов, подходов, учет всех факторов влияния на политику дают возможность превратить политологию в науку о взаимодействии власти, человека и общества.

Функции политологии, как и самой политики, в значительной мере определяют характер развития государства, общества, самого человека как гражданина, как личности.

Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяет политологии выполнять функцию познания (объяснения и прогнозирования) политических явлений или гносеологическую функцию . (Напомним, что гносеологическая функция является основной для всей науки как сферы человеческой деятельности в целом). Политология не только изучает и стремится наиболее адекватно отразить политическую жизнь общества, но дает также оценку политическому строю, событиям, поступкам людей. Здесь выражается оценочная или аксиологическая функция политической науки. Важнейшей функцией является политическая социализация личности , куда входит воспитание политической культуры населения, формирование гражданских чувств и навыков, самостоятельности каждой личности и ее ответственности за свои решения и действия перед собой и обществом. Политическая социализация, усвоение политических знаний гражданами влияет на развитие мотивационно-регулятивной функции , посредством которой политология оказывает воздействие на политическое поведение людей и социальных групп, прежде всего путем рекомендаций. Функция рационализации политической жизни . Здесь политическая наука выступает теоретической основой политической деятельности в обществе, в первую очередь - политических реформ и коренных изменений. На основе рекомендаций ученых создаются оптимальные модели по управлению государством, технологии разрешения социально-политических конфликтов в обществе и т.п. При этом необходимо помнить, что всякая наука, в том числе и политология, не может исчерпать всю полноту и многообразие реальной действительности (например, полностью учесть роль интуиции политика), однако непременно должна к этому стремиться.

Методы и функции политологии

Политология - это область научного знания, изучающая политику, политические отношения, политическую деятельность, политические системы. Политология представляет собой единую науку, о политике сочетающую три уровня знаний о политике:

Философский - на котором определён смысл, природа и назначений власти, государства, политических партий и т.д.

Теоретический выявление места и роли каждого политического института и субъекта, формы и типа функционирования властных отношений.

Социологический - раскрывает причины и мотивы политические влияния и поведение индивидов и групп.

В понимании предмета политологии нет единства мнения. Разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, во многом обусловлены национальными особенностями развития политической мысли, социально - экономической, культурными условиями формирования властных институтов. Вместе с тем большинство политологов согласно, что предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политические отношения и их политическая деятельность, развитие политического процесса.

Объектом науки является исследуемая ею сфера действительности, объектом политологии выступает политическая сфера жизни общества.

В 1948 году группа экспертов Юнеско предложила следующие 4 группы:

  • 1) политическая теория (методы)
  • 2) политические институты
  • 3) партии, группы и общественное мнение
  • 4) международные отношения.

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Под методом понимается совокупность логических операций позволяющих раскрыть содержание предмета исследования. Сначала необходимо выработка идеального политического порядка, а затем подведение под него реально существующих отношений. Ценностно-нормативный подход оказал определённое влияние на развитие общества, поскольку благодаря нему формулировалось идеальное демократическое устройство. Недостатком этого метода была его оторванность от существующей реальности, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась человеческими жертвами.

В рамках исторического метода политика рассматривает с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Социологический метод - с его помощью можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Данный подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить в интересах каких групп они осуществляются.

Антропологический метод - предполагает выявление в политике инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как психо- био- социального существа. В 20-30 гг. 20-го столетия получил распространение бихевиористский метод, который явился своеобразной альтернативой юридическому методу, в рамках которого политика анализировала путём изучения государственно-правовых и политических институтов их формальные структуры и процедуры их деятельности. Бихевиористский метод позволил изучать поведение личности или групп и измерить политику качественно и количественно. Согласно бихевиоризму, задача политической науки сводится к описанию наблюдаемого поведения процессов. Поведение определено как взаимосвязь стимула и реакции. В основе поведения индивида лежит мотив, выступающий в форме интереса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук, данный метод явился основой для создания прикладной политологии. Существенным недостатком данного метода является анализ поведения человека в не контекста его моральной оценки. Данный метод не смог представить мир политики, целостно выявить взаимосвязи различных её элементов, поэтому в 50-60 гг. прошлого столетия, возникает потребность в systemном подходе, который позволил бы раскрыть устойчивость внутренней взаимосвязи составных частей политики и тем самым определить возможность приспособления системы к изменениям условий внешней среды. Чётко определить место политики в развитии общества её важнейшая функция, возможности при осуществлении преобразований, однако системный метод мало эффективен при анализе индивидуального поведения в политике. При рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций особое место занимает психоанализ, согласно которому необходимо учитывать иррациональные факторы политической деятельности.

Политическое поведение индивида подчинено особым бессознательным установкам человеческой психики являющейся результатом неудовлетворённости его базовых потребностей, главное из которых сексуальное влечение. Возникающее вследствие этого острое переживание индивида не исчезает из психики, а вытесняется в сферу бессознательного, продолжая оставаться мотивами политического поведения. Учёт бессознательности позволяет объяснить различные типы политического поведения. Сравнительный метод - существенность заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах и культурных средах, это позволяет выявить как общие черты политического процесса, так и его особенности. Категориальный аппарат - относится к числу наиболее дискуссионных проблем науки. Сложность политологического анализа во многом вызывается рядом категорий разночтением определений и соформулировок понятий. Понтия и категории в обобщённой форме отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности. Они выступают главным конструкционным элементов любой научной теории. Ключевыми категориями политологии являются политика и политическая. Под политической понимается особая сфера жизнедеятельности людей связанная с властными отношениями и нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного общества людей, реализации их общей воли интересов и потребностей категорий политологии можно условно распределить на следующие группы: 1) власть, социальный класс- структура 2) политика, политические отношения, политическая власть 3) понятие вспомогательные - противоречия, конфликт, кризис.

Политология выполняет в жизни общества ряд функций: теоретико-познавательная вскрывает объективные тенденции общественного развития, даёт оценки политическим ситуациям. Методологическая - раскрывает общие закономерности политики, различных политическим систем, политических отношений, создаётся база для развития более частных политических теорий и для других общественных наук.

Аналитическая - позволяет дать анализ результатов деятельности государства, партии политической организации. Общественно регулятивная - позволяет обеспечить воздействие людей и организация на политические процессы, их участие в политических событиях. Прогностическая - осуществление предвидения политических процессов, своевременная корректировка политики. Мировоззренческая - правильно оценивать общечеловеческие и классовые интересы, правильно определить своё место в политической жизни общества.

По критерию масштабности целей, политику можно классифицировать как стратегическую и тактическую. В условиях глобализации современного мира понимаемой, прежде всего как усиление взаимозависимости государств вследствие экономической интеграции развития информации внешней политикой становятся всё более проницаемой условной. В политике выделяют такие уровни её существования как макро уровень, которые характеризуют публичную власть, её устройство и функционирования в центре и на местах государства как целого. Микроуровень охватывает отдельные организации (партия, общественные движения), а так же межличностные отношения. Мега уровень охватывает политику на уровне деятельности международных организаций (блоков и союзов государств). Политика как целеполагающая форма деятельности осуществляется для достижения определённых целей путём использования разнообразных средств. Цель в политике это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий.

Средства в политике это инструменты превращения мотивов в реальный результат. Воздействие различных средств на общество характеризует понятие метода политики. К методам политики относят принуждение и убеждение, насилие и не насилие. Между целями и средствами политики, включая методы их реализации, существует во взаимозависимости и взаимодействии с одной стороны цели и условия её реализации, предопределяющие использование соответствующих средств, с другой стороны средства воздействия на достигнутый результат выявляют реалистичность или утопичность целей. Могут корректировать её параметры и даже искажать. Политика во многом зависит от времени конкретно исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологий моральных и религиозных норм и уровня развития самого человека его, миропонимания и культуры. Значит, роль политики в жизни общества, обусловлена такими её свойствами, как универсальность, все охватываемый характер, возможность сочетаться с неполитическими явлениями и отношениями.

Основными структурными элементами политики выступает совокупность интересов и целей, которыми руководствуются политические субъекты во внутренних и международных делах; политическое отношение т.е. взаимоотношения политической элиты и электората политической власти и аппозиции, социальных общностей, политических институтов и т.д.; политическое сознание, т.е. осознание субъектами политики своих интересов, в политической практике выступает как совокупность оценок побуждающих субъекта к конкретной политической деятельности. Политические организации общества как совокупность государственных и негосударственных органов и институтов.

Практическая деятельность политических субъектов по осуществлению выработанного курса и достижению конкретных политических целей; значение и роль политики как социального института обусловлена функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций политики может быть различно, чем больше функций политики в конкретном обществе там менее развито общество и самополитической сфере, подминающей под себя другие сферы жизнедеятельности людей. В современных обществах политики выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут однозначно развиваться: 1) функции обеспечения целостности и стабильности общества. 2) функция мобилизации и обеспечения эффекта общей деятельности. 3) управленческая и регулятивная функция. 4) функция политической социализации, т.е. политика, включает личности в социальные отношения передавай её опыт в навыки преобразовательной деятельности. 5) функция рационализации, т.е. политика исходя и групповых и индивидуальных интересов вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. 6) гуманитарная функция, т.е. создание гарантий прав и свобод личности обеспечение гражданского мира. Теоретические рассуждения о политике относятся примерно к 5-3 в до н. э.. первая кафедра политики была создана в 1662 году в Швеции в Ужальском университете. Однако отделение политической науки от других гуманитарных наук, сформирование ей как самостоятельной дисциплины происходит позже на рубеже 19-20 столетия.

Политология развивается кК целостная система теоретического и прикладного знания о политике теоретическая политология формирует фундаментальные знание о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политического исследования, прикладная политология изучает проблемы преобразований политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Институализация и оформление политологии в самостоятельную отрасль научного знания началось во второй половине 19 и завершилось в конце 40-х годов 20 столетия.

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрыть содержание предмета исследования. В политической науке используются различные методы.

Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход. Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу, политические явления рассматриваются с точки зрения соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Ценностно-нормативный подход предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений. Он оказал определенное влияние на развитие западного общества, поскольку благодаря ему формулировался идеал демократического устройства. Однако недостатком этого метода всегда была его оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами.

В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможностей использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.

Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод , с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

Иной срез анализа политики открывает антропологический метод , который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа.

Революцию в политической науке совершил бихевиористский метод , возникший в 20-30-х годах ХХ века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Он знаменовал собой попытку измерить политику качественно и количественно. Поведение в бихевиоризме определяется как взаимосвязь «стимула» и «реакции». В основе политического поведения индивида лежит мотив, побудивший его к действию. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.

Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х годах ХХ века возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.

Особое место среди методов политической науки занимает психоанализ . Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Психоанализ рассматривает психологические механизмы политического поведения. Основатель метода австрийский врач-психиатр З.Фрейд (1856—1939) полагал, что политическое поведение индивида, как, впрочем, и любое другое, подчинено особым бессознательным установкам человеческой психики, которые являются результатом неудовлетворенности его базовых потребностей. Главной из них З.Фрейд считал сексуальное влечение. Возникающие вследствие этого острые аффективные переживания индивида не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оставаться мотивами политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод . Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций. Эффективная реализация этих функций способствует стабильному развитию общества, достижению гражданского мира и согласия.

— наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

По поводу существования закономерностей в политике существуют две противоположные точки зрения. Так, А. И. Соловьев, не отрицая возможности возникновения в политических процессах относительно устойчивых зависимостей, тем не менее не считает их достаточными для того, чтобы признавать наличие общих закономерностей в политике. Сторонники другой точки зрения (В. А. Ачкасов, В. А. Гуторов, В. А. Мальцев, Н. М. Марченко, В. В. Желто в и др.) считают, что в политическом процессе существуют общие закономерности, такие, как например «закон классовой борьбы К. Маркса», «закон соответствия развитию уровня производства производственным отношениям», «железный закон олигархии Р. Михельса», «законы» бюрократизации С. Паркинсона и др.

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку, изучающую совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. При этом имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономика, политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

В узком смысле под политологией понимается наука, призванная непосредственно исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.

Необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

Объект и предмет политологии

Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования. Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, социальный класс может стать объектом исследования таких наук, как психология, социология, политология, этнология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества.

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

Методы и направления исследования политологии

Политология — многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы.

Одним из основных направлений является исследование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений, как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно-политические движения и другие формализованные и неформализованные политические институты. Политические институты (от лат.institutum - установление, учреждение) — это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулируемые процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.

Другим направлением является исследование политических процессов и явлений. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различных политических технологий для их практического применения.

Третьим направлением является исследование: , политической психологии и идеологии, политической культуры, политического поведения людей и его мотивации, а также способов коммуникации и управления всеми этими явлениями.

В качестве самостоятельного направления можно выделить политические исследования внешнеполитической деятельности государства и международного политического процесса.

Применение тех или иных методов в политической науке обусловлено ходом ее исторического развития и наличием в «арсенале» человечества конкретных методов исследования.

Первые попытки теоретического обобщения знаний о политике основывались на философско-этических (в основном умозрительных) идеях и представлениях. Представителей философско-этического направления (Платон, Аристотель) в большей мере интересовали проблемы не реального государства, а то, каким оно должно быть в идеале. В Средние века, когд в Западной Европе доминировали религиозные концепции, политическая мысль развивалась в рамках теологической парадигмы. Поэтому политические теории и представления интерпретировались как одна из сфер теологии, в которой высшей инстанцией является Бог.

Зарождение гражданской концепции политической мысли (XVII-XVIII вв.) дало мощный толчок для возникновения и развития новых методов исследования политических процессов. В своих трудах Дж. Локк, Ш. Монтескье, Э. Берк заложили основы институционального метода в политологии. В XIX — начале XX в. этот метод был одним из ведущих в политических исследованиях.

Институциональный метод политологии

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партий, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторов политической деятельности и политического процесса. Институционализация — это процесс упорядочения, стандартизации и формализации социальных отношений в определенной сфере жизнедеятельности. Она предполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность) данного социального института, что организационное (правовое) оформление социальных отношений, установление общих правил, регулирующих жизнедеятельность людей, обеспечивает предсказуемое поведение субъектов социального взаимодействия. Институциональный метод способствует исследованию процесса институционализации.

В политологии институциональный метод используется для исследования политических институтов с точки зрения их правовой законности и общественной легитимности и взаимной совместимости. При этом концепция институционального соглашения имеет ключевое значение для общественного развития. Нарушение общепринятых институциональных норм или введение новых «правил игры», без достаточных на то оснований, может привести к различного рода социальным конфликтам. Институциональный метод позволяет рассматривать политическую сферу как систему социальных институтов, имеющих свои «институционализированные» структуры и правила функционирования.

С возникновением социологии как науки в середине XIX в. социологические методы начинают применяться и в политических исследованиях. Эти методы широко используются и в настоящее время.

Социологические методы политологии

Социологические методы предполагают выявление социальной обусловленности политических явлений, позволяют раскрыть социальную природу власти, определить политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанные на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологические методы заложили основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

Сравнительный метод политологии

Сравнительный (компаративный) метод использовался еще в античные времена. Так, Платон и Аристотель на основании сравнения различных политических режимов определяли «правильные» и «неправильные» формы государства и конструировали в своих трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства. В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а сравнительная политология является относительно самостоятельным научным направлением в структуре обшей политической науки.

Суть сравнительного метода заключается в сравнении (сопоставлении) однотипных и различных политических явлений, например политических режимов, партий, движений, политических систем, способов разработки, принятия и реализации политических решений и т. д. Сравнение позволяет выявлять общее и особенное в исследуемых объектах, более объективно оценивать существующие реалии, определять закономерности развития наблюдаемых явлений, находить наиболее оптимальные варианты решения существующих проблем. Так, в мире существует около 200 независимых государств, каждое из которых обладает своими характерными особенностями. Сравнительный метод позволяет из всего многообразия различных ситуаций выбрать в каждом из государств отличные и сходные черты, типологизировать сходные явления, выявить возможные альтернативы, использовать опыт других стран и народов.

Это не означает, что исследователи и политики должны заимствовать удачный опыт других. Такие эксперименты, как правило, приводят к плачевным результатам. Однако проведение сравнения между государствами помогает объяснить то или иное политическое явление и находить способы решения возникших проблем.

Сравнение — это средство приобретения знаний. «Все познается в сравнении», — гласит народная мудрость. Как отдельный человек определяет свое социальное положение и свои индивидуальные качества путем многочисленных сравнений и сопоставлений, так и страна может судить о своем положении в мире путем сравнения с другими странами, и здесь не обойтись без исторических аналогий.

Сравнение способствует росту национального самосознания. Если граждане видят, что в других странах люди живут в более комфортных условиях, то у них могут возникнуть вопросы и претензии к правящей элите своей страны. Во многом по этой причине коммунистический режим в СССР не позволял своим гражданам свободно выезжать из страны: сравнение было явно не в пользу «строителей коммунизма».

Кроме того, сравнение помогает вырабатывать универсальные представления о политических явлениях и мыслить аналитически.

Бихевиористический метод

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритет исследованию оторванных (атомизированных) от общей социальной структуры и социокультурной среды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципы в угоду «голой» рациональности. По мнению Л. С. Панарина, бихевиоризм является наиболее приемлемым для американского общества — общества, лишенного естественных исторических корней. «Бихевиористский индивид-атом знает только внешние ограничения, связанные с давлением других атомов. В этой роли он не чувствует себя связанным ни традициями, ни моралью, ни какими-либо ценностями. Он чувствует себя свободным игроком , которому важно обставить всех остальных».

Системный анализ в политологии

Системный анализ был разработан представителями естественных наук в 30-х гг. прошлого века. В 40-50-х гг. благодаря трудам Т. Парсонса, Р. Мертона, Дж. Хоманса и других исследователей он находит свое применение в социологии. Начиная с 50-60-х гг. системный анализ используется и в политологии (Д. Истон, Г. Алмонд), хотя сама теория систем разрабатывалась в трудах Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгсйма и других.

Системный анализ, по сути, является альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнего рассматривает политическую сферу как целостную, саморегулирующуюся систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой. Он позволяет использовать общую теорию систем в изучении политических явлений, в том числе и политических конфликтов, упорядочить наши представления о политической сфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некую модель политического действия, представить исследуемый объект как единый организм, свойства которого не являются суммой свойств отдельных его элементов. Поэтому любые изменения, происходящие в отдельном элементе системы, могут привести к ее «разбалансировке». Кроме того, системный подход позволяет каждый элемент системы рассматривать как подсистему, наделенную определенными свойствами.

Окружающая социальная среда, в которой развиваются политические события, также может рассматриваться как система или несколько взаимодействующих систем одного класса или нескольких классов. При этом каждый элемент системы любого уровня может одновременно выполнять разные функции по отношению к разным системам или подсистемам.

Синергетический подход в политологии

Одним из методов исследования принципиально новых, случайных, непредвиденных изменений, происходящих в социальных и политических системах, является синергетика. Она пришла в социологию и политологию в конце 70-х гг. XX в. из естественных наук. Суть синергетики в естественных науках заключается в том, что теряющие упорядоченность структуры в физических и химических процессах способны к самоорганизации (И. Пригожин), а нестабильные процессы могут порождать более совершенные субстанции (Г. Хакен). Эти основополагающие выводы открывают новое видение причин и форм развития материи. Суть синсргетичсского подхода в политологии состоит в новом понимании исторического процесса и форм развития социальных, политических, экономических и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Синергетический подход основывается на следующих положениях:

  • историческое развитие человеческой цивилизации связано со случайностью, многовариантностью;
  • разные темпы развития различных систем; возрастание эволюционных ритмов и непредсказуемых флуктуаций в сложных системах;
  • способность системы к самовоспроизводству, к восстановлению разрушенных в ходе изменений структур, к поддержанию собственной идентичности;
  • «сложноорганизованные системы нельзя жестко направлять по пути конкретных трансформаций, необходимо выявлять их собственные тенденции развития»;
  • нелинейность и нерациональность в развитии социума, возможные бифуркации и возникновение хаоса;
  • хаос как созидаюшее начало для конструирования и развития качественно новой организации, нового порядка;
  • самоорганизация как возникновение упорядоченных структур там, где они отсутствовали, как процесс перехода от хаоса к порядку;
  • общественное развитие как непредсказуемая смена состояний общества и его структур в отличие от классического видения развития от одной стадии к другой;
  • сложность выявления субъекта перемен, особенно в условиях бифуркации, так как сложные системы обладают высокой чувствительностью к флуктуациям;
  • избавление от веры в рациональность и достижимость окончательного знания.

Синергетический подход открывает новые возможности в исследовании сложных политических систем. Он позволяет взглянуть на общество (государство) как на саморазвивающуюся систему, в рамках которой происходят слабоконтролируемые или неконтролируемые процессы, которые могут быть и ненаблюдаемыми. В определенной мере синергетический подход дает представление об извечной проблеме нереализованных или неудачно реализованных политических решений: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Теория социального действия

В исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма, второй — М. Вебера.

По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Начало нового этапа в развитии теории социального действия связан с трудами известного французского социолога А. Турена. По его мнению, классическая социология рассматривала общество как единое целое. Однако в условиях индустриального и постиндустриального общества различные социальные движения создают проблемные поля и социальные конфликты и сами делают свою историю. Если раньше противники могли апеллировать к «представителю метасоциального порядка» — к справедливости священника или короля, то «теперь не только это священное исчезло, оно оказалось захвачено фундаментальными конфликтами, вместо высшего мира единства создается центральное место социальных конфликтов».

Основными субъектами социального (политического) конфликта становятся не классы и партии, а общественные движения. При этом они не нуждаются в посредниках в лице политических партий и других политических институтов. В условиях быстрого развития средств информации и коммуникации роль посредников существенно снижается. Социальные действия общественных движений приобретают политический характер и направлены против государства (политической системы) как главного политического оппонента. По мнению А. Турена, в современном политическом конфликте преобладающая роль принадлежит реальным субъектам политического действия.

Антропологический метод

Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе — существо политическое и не может жить обособленно. В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

Структурно-функциональный подход. В соответствии с ним политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социо- логи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологическая парадигма - противоположность функ- ционалистическим теориям, предполагающая консснсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начала формироваться в 50-60-е гг. XX в. в работах таких ученых, как Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер, Р. Мур, К. Болдинг и др. Так, по мнению немецкого социолога Р. Да- рендорфа, конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен. Но в отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф считает, что в современных условиях классовый конфликт не ведет к разрушению социально-политической системы общества.

Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие: метод экспертных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход и т. д.

В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.

Теоретическая политология занимается разработкой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества. Но при этом все теоретические разработки так или иначе направлены на решение практических задач.

Прикладная политология исследует конкретные политические ситуации с целью получения необходимой информации, разработки политических прогнозов, практических советов, рекомендаций и решения возникающих политических и социальных проблем.

Функции политологии

Функция (от лат.functio - исполнение) — назначение, обязанность. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семей- ныс отношения в обществе; функция политических институтов — управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии — исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.

Основными функциями политологии являются:

  • познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;
  • диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;
  • прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;
  • организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;
  • управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
  • инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;
  • идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;
  • прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.

Предмет политологии раскрывается и через методологическую ее сторону, которая выражается в ее законах, категориях, принципах. Особенность законов политологии состоит в том, что они существуют и проявляются через деятельность людей и их взаимоотношения, зависят в большей или меньшей степени от случайностей, т.е. законы политологии, в отличие от законов других наук, имеют более выраженный вероятностный характер, зависят от национальных и исторических особенностей той или иной страны. К примеру, закон разделения властей, закономерности развития демократии и перехода от авторитарного и тоталитарного режимов требуют осмысления и разработки с учетом специфики развития каждой страны.

В философской и политической литературе можно встретить различные точки зрения по поводу "законов" и "закономерностей", господствующих в политической сфере. Ученые, стоящие на марксистской позиции, уверены, что основу политических процессов составляют материальные, экономические интересы, которые находят выражение в обществе через борьбу социальных классов. Изучение закономерностей развития экономических и социальных факторов позволяет определить ведущие законы политического развития.

Приверженцы субъективно идеалистического подхода отрицают наличие объективных законов в политической сфере и возможности построения универсальной общей теории политики. Политика зависит от воли, настроения и желаний "выдающихся личностей", поэтому она результат стечения случайностей. В политической сфере нет места закономерностям.

Представители позитивизма, неопозитивизма пытаются преодолеть крайности двух первых подходов и полагают, что существуют общие закономерности и тенденции в развитии политической сферы, но они по-своему преломляются в различных национальных культурах. Выявляемая закономерность - это не жестко детерминированная необходимость, срабатывающая при любых обстоятельствах, а лишь возможность, альтернативность развития, потенциально заложенная в политике при схожести условий. Поэтому для осуществления успешной политики и мудрого руководства необходимо учитывать выявленные учеными закономерности в развитии определенных процессов в обществе. Например, правильные и неправильные формы государственного правления у Аристотеля; законы политического развития и борьбы К. Маркса; закон "олигархических тенденций" Р. Михельса; теория "циркуляции элит" В. Парето; законы бюрократизации власти С. Паркинсона; теоремы взаимообусловленности партийной и избирательной систем М. Дюверже и т.д.

Политология как наука имеет свой категориальный аппарат, свой язык. Наиболее общие категории - это "политика", "политическая жизнь", "политическая власть", "политическое лидерство", "политический режим" и "политическое сознание".

Но надо отметить, что перед политологией в этом отношении (использование своих категорий и понятий) возникает много специфических трудностей. Прежде всего, разработанность понятийного аппарата во многом зависит от разработанности самой науки в данной стране. Политология в нашей стране - наука весьма молодая, многое в ней еще не разработано. Поэтому отечественной политологии приходится пользоваться в основном заимствованными понятиями. Это заимствование троякого рода:

Во-первых, заимствования терминов из зарубежных стран. Наша литература наводнена сейчас такими выражениями, как "консенсус", "импичмент", "легитимность", "элитарность", "истеблишмент" и т.п. Такой процесс, конечно, естественен, но некоторые работы невозможно понять без знания английского или другого европейского языка.

Во-вторых, политологии приходится пользоваться понятиями, заимствованными у ряда смежных общественных дисциплин, таких, как история, философия, политическая философия, различные отрасли права, общественная психология.

В-третьих, политология все более активно пользуется терминами некоторых естественных наук - теоретической физики, кибернетики, теоретической математики (система, структура и т.д.).

Одна из главных особенностей современной политической мысли - отрицание единой системы понятий и концепций; отсутствие общей методологии. Разнообразие направлений и проблематики теорий и подходов к изучению политики - такова общая картина современного политического знания.

Методы политологии. Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Метод - способ исследования явлений, проверки и оценки теорий. В политической науке используются различные методы.

1. Методы, относящиеся к организации и процедуре познавательного процесса:

1) анализ и синтез;

2) индукция и дедукция;

3) абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному;

4) сочетание исторического и логического анализов;

5) моделирование;

6) прогнозирование.

2. Методы эмпирических исследований:

получение первичной информации о политических фактах;

анкетные опросы;

использование статистических данных и их обобщение.

3. Вариативный метод - разработка различных сценарий развития событий, учет альтернативных факторов. Метод экспертной оценки, для которого характерен плюрализм суждений.

4. Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод. Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

Методология - определенное видение явлений, она предполагает конкретные позиции и угол зрения исследователя (см. табл. 2).

В таблице указаны наиболее распространенные в западной политологии методологические подходы в порядке их появления.

Таблица 2

Методологические подходы и их содержание

Методологические подходы

На чем акцентируют внимание

Как изучают политику

1. Нормативно-ценностный подход.

На нравственном измерении политики с точки зрения соответствия политики нормам морали, справедливости

Анализ политических отношений с позиции соответствия реальных политических процессов идеально политическим нормам

2. Исторический

На политических явлениях и процессах во времени и пространстве

Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего

3. Социологический

На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д.

Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы

4. Институциональный

На взаимодействиях политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д.

Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений

5. Культурологический

На культурном измерении политики

Изучение влияния национального менталитета, сознания, стереотипов поведения, культуры на характер политических процессов в обществе

6. Психологический

На субъективных механизмах политического поведения: побуждениях, желаниях, страстях и т.д.

Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение

7. Бихевиористский

На личностном измерении политики, поведении отдельного человека

Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации

8. Системный

На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой

Анализ характера обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами и способов распределения ресурсов институтами власти

9. Структурно-функциональный

На структурных компонентах политики и их функциях

Анализ структурных составляющих политику

Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход. Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу политические влияния рассматриваются с точки зрения соответствия их норм морали, справедливости, общего блага. Нормативно - ценностный подход предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений. Он оказал определенное влияние на развитие западного общества, поскольку благодаря ему формировался идеал демократического устройства. Однако недостатком этого метода всегда была его оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами.

В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.

Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод, с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предлагает выявить в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качества человека как биосоциального существа.

Революцию в политической науке совершил бихевиористский подход, возникший в 20-30-х г. XX в. как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский подход позволил изучать политическое поведение личности или групп. Он знаменовал собой попытку измерить политику качественно и количественно. Поведение в бихевиоризме определяется как взаимосвязь "стимула" и "реакции". В основе политического поведения индивида лежит мотив, побудивший его к действию. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.), бихевиористский подход стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.

Бихевиористский подход не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х г. XX в. возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определяет возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.

Особое место среди методов политической науки занимает психоанализ. Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Психоанализ рассматривает психологические механизмы политического поведения. Основатель метода австрийский врач-психиатр З. Фрейд (1856-1939) полагал, что политическое поведение индивида, как впрочем и любое другое, подчинено особым бессознательным установкам человеческой психики, которые являются результатом неудовлетворенности его базовых потребностей. Главной из них З. Фрейд считал сексуальное влечение. Возникающие вследствие этого острые аффективные переживания индивида не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оставаться мотивами политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д. Функции политологии. Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций. Эффективная реализация этих функций способствует стабильному развитию общества, достижению гражданского мира и согласия. Основные функции политологии приведены на рис 1.

Рис. 1. Основные функции



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: