Ледокольный буксир пур введен в эксплуатацию. III

Подобный подход применялся и в отечественном судостроении, примером чего могут служить небезызвестные проекты №376, №1415, послужившие базой для создания судов различного назначения и производимые серийно.

В советский период по данному принципу работал и завод «Нижегородский Теплоход». На предприятии на основе модернизации базового проекта с учетом эксплуатационного опыта было произведено 1589 плавучих кранов.

Есть все предпосылки утверждать, что речные буксиры «Портовый-2», «Добрыня» и «Муромец» проекта TG04M, построенные на ЗНТ в 2012 году, послужат основой для серии речных буксиров нового поколения, которые будут успешно работать на внутренних водных путях России.

Самый первый

Три года назад, 27 августа 2009 года, со стапеля завода «Нижегородский Теплоход» сошел буксир проекта TG04 (строительный №701), получивший название «Портовый-1». Заказчиком данного судна выступило ОАО ГМК «Норильский Никель».

Это судно пока не имеет аналогов, - сказал во время церемонии спуска генеральный директор «Морского инженерного бюро» Геннадий Егоров. – Это первый буксир нового поколения, построенный для работы на внутренних водных путях России за последние десять лет.

«Портовый-1» пришел тогда на смену буксиру, построенному в 1969 году. Сегодня судно обеспечивает работу порта Дудинка, одного из самых сложных портов России.

Дудинка – крупнейший в Сибири порт, расположенный в низовьях Енисея за северным полярным кругом, - рассказывает главный специалист Транспортного Управления ОАО «ГМК «Норильский никель» Олег Кардаш. - Достаточно сказать, что во время паводковых явлений уровень воды поднимается до 12 метров. «Портовый-1» имеет укрепленный корпус, поэтому может работать даже в условиях весеннего половодья. Буксир участвует в проведении всех видов рейдово-маневровых работ в акватории порта, в постановке судов к причалу, в кантовочных и буксирных операциях.

В процессе эксплуатации «Портовый-1» доказал состоятельность всех заложенных в него технических решений. Через три года, в соответствии с инвестиционными проектами ГМК «Норильский Никель», за головным судном последовал «Портовый-2».

В «Портовом-2» по требованию Заказчика были внесены ряд конструктивных изменений с учетом опыта эксплуатации первого судна. В результате внесения данных изменений новый проект получил шифр «TG04M».

«Портовый-2»
Для ГМК «Норильский Никель»

В феврале 2011 года между заводом «Нижегородский Теплоход» и ГМК «Норильский Никель» был заключен контракт на поставку еще одного буксира, - рассказывает генеральный директор ОАО «ЗНТ» Сергей Коновалов. - При обсуждении технических характеристик будущего судна было принято решение учесть опыт эксплуатации «Портовый-1» и провести ряд модернизационных действий, направленных на улучшение эксплуатационных качеств судна.

13 сентября 2011 года состоялась закладка киля буксира проекта TG04М (строительный №702), и уже в начале июня 2012 года судно, получившее название «Портовый-2» было торжественно спущено на воду. В эксплуатацию «Портовый-2» был сдан 17 июля 2012 года.

В ходе проведения швартово-ходовых испытаний буксира «Портовый-2» приемная комиссия Заказчика подтвердила ожидаемое улучшение эксплуатационных качеств построенного судна.

С целью улучшения обзорности увеличена высота рулевой рубки, изменилась компоновка служебно-бытовых помещений и в машинное отделение второго буксира можно заходить непосредственно из жилых помещений, тогда как на «Портовом-1» это можно было сделать только через сходный люк. Установлено современное оборудование, отвечающее требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, увеличена толщина наружной обшивки, усилена конструкция корпуса, само судно выше и длиннее, кроме этого на судне установлена усиленная система отопления, предусмотрена возможность рейдовой перевозки докеров, – рассказывает о проведенной модернизации Роман Камышев, руководитель проекта ООО «ЗНТ-Инжиниринг».

Во время подписания акта приемки-передачи Заказчик выразил удовлетворение качеством выполненных работ, в первую очередь, отметил отличные маневровые характеристики судна, что является одной из основных составляющих безопасной и эффективной работы на стесненной акватории порта.

Мы горды тем, что на основе нашего технического задания и воплощенного проекта, некоторые судовладельцы заказали суда, подобные «Портовому-2», - сказал Олег Кардаш. - Ну а планы нашего производственного развития зависят от многих факторов. У нас большое хозяйство, и это не только Дудинка, но и Архангельский порт, Енисейское пароходство, терминал в Мурманске. Для работы всех этих больших объектов в портовой деятельности нужно обновление. Завод «Нижегородский Теплоход» проявил себя в высшей степени как надежный партнер, поэтому в качестве строителя будущих судов мы будем рассматривать в первую очередь именно его.

(строительный номер 702)

Заказчик - ГМК «Норильский Никель»

Тип судна

Судно имеет носовую оконечность c ледокольным форштевнем, главную палубу с уступом в носу, а также с капом машинного отделения в средней части. Рулевая рубка расположена перед капом машинного отделения. Главные двигатели, бытовые и служебные помещения располагаются в средней части. Рулевая рубка выполняется с круговым обзором и минимальными зонами затенения.

Запасы топлива размещаются в цистернах, которые расположены в районе МО. В носовой части (форпик) имеются балластные цистерны (ЛБ и ПрБ). Для выполнения кантовочных операций в носовой части главной палубы устанавливается якорно-швартовно-буксирная лебедка. Для выполнения буксировочных операций в средней части судна на капе машинного отделения устанавливается буксирный гак.

Класс РРР

╬ О 2,0 (лед 30) А.

Назначение

В соответствии с Санитарными Правилами и Нормами СанПиН 2.5.2-703-98 судно относится к категории III, а именно: судно внутреннего плавания, рейдовое, на котором экипаж находится только во время работы, а проживает на берегу.

Водные бассейны и устьевые участки рек с морским режимом судоходства разряда «О» согласно Правилам РРР. Эксплуатация судна возможна на волнении с высотой волны 1%-ной обеспеченности не более 2,0 м при скорости ветра не более 18 м/с.

Расчетная температура наружного воздуха +25º С при влажности 60% летом и при -30º С влажность 85% зимой, воды от +20º С до 0º С соответственно. Предусматривается возможность вывода судна из эксплуатации с его вмерзанием в лед на 6 месяцев без прогрева МО и судовых помещений. Ввод в эксплуатацию после зимнего отстоя осуществляется при отрицательных температурах окружающего воздуха до -20º С и положительных (созданным электрическим воздухонагревателем) в МО.

Основные характеристики

  • топлива – 4,3 суток;
  • воды – 4,7 суток;

Автономность судна по условиям экологической безопасности

  • сточные воды – 4,7 суток (6 человек), 2 суток (14 человек);

«Добрыня» и «Муромец»
Для ФГУП «Росморпорт»

Проводимая ЗНТ политика учета пожеланий Заказчика, учета опыта эксплуатации уже построенных судов, анализ мировой практики судостроения, а также тесная работа с Заказчиком, как с будущим эксплуатационником, позволили создать хороший базовый вариант речного буксира нового поколения, каким является буксир проекта TG04M, - сказал Александр Алешкин, заместитель генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт».

В октябре 2011 года между ФГУП «Росморпорт» и ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» был подписан договор на поставку двух буксиров ледового класса. ЗНТ предложил для строительства проект TG04M, заявив общий срок строительства 15 месяцев. Кили судов (строительные №703-704) были заложены 8 декабря 2011 года, а в августе 2012 года, с опережением графика на несколько месяцев, «Добрыня» и «Муромец» торжественно спущены на воду. Буксиры будут работать в Азовском бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт» и предназначены для обеспечения судоходства в районе Ростова на Дону.

Там есть мост, и городские власти в период всей истории судоходства тревожатся за то, чтобы проходящие мимо с достаточно большой интенсивностью суда не повредили опоры моста, - рассказывает А.Н. Алешкин. – «Добрыня» и «Муромец» будут стоять на подстраховке, и если по каким-либо причинам какое-то судно начнет заносить и возникнет вероятность навала на опоры мостов, то эти буксиры должны спасти судно и весь город от неминуемой беды. Это их основное предназначение, кроме этого, у нас есть и другие большие планы по их использованию.

Суда, построенные для Росморпорта, по некоторым своим характеристикам отличаются от судна аналогичного проекта, построенного для «Норильского Никеля», что связано, в первую очередь, с особенностями эксплуатации.

У нового заказчика есть свои представления о функциональности буксира, и они были реализованы при строительстве, - рассказывает Роман Камышев. – В частности, с целью улучшения обитаемости добавлена система кондиционирования, для улучшения эксплуатационных качеств усилена кранцевая зашита, что расширяет возможности судна при кантовочных операциях, Установлена инновационная система измерения и оптимизации расхода топлива, а также система организации технического обслуживания типа AMOS.

Построенные во взаимодействии с экспертами Верхне-Волжского филиала Российского Речного регистра для государственного заказчика суда отвечают требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

Строительство двух буксиров проекта TG04M - не первый положительный опыт сотрудничества ЗНТ и Росморпорта. Год назад совместно с Морским Инженерным Бюро и ЗНТ-Инжиниринг был реализован прорывной проект по строительству лоцмейстерского судна BLV01.

Мы - государственная компания, определяем свое сотрудничество на конкурсной основе, при этом проводим достаточно тщательный выбор заводов, которым можно доверить свои заказы, и рады, что не ошиблись в «Нижегородском Теплоходе», - говорит Александр Алешкин. - Первое судно успешно работает в Финском заливе, и вот теперь с севера на юг отправляются следующие два богатыря, а мы надеемся, что совместно с ЗНТ будет построено и третье судно данного проекта.

Ледокольный буксир проекта TG04M

(строительные номера 703-704)

Ледокольный буксир проекта TG04M (строительные номера 703, 704)

Заказчик - ФГУП «Росморпорт»

Проектант - ЗАО «Морское инженерное бюро»

Конструкторская документация – ООО «ЗНТ – Инжиниринг»

Тип судна

Однопалубный, двухвинтовой с носовым уступом средней палубы, со средним расположением рулевой рубки и машинного отделения, с форштевнем ледокольного типа.

Класс судна

Класс ╬ О 2,0 (лед 30) А Российского Речного Регистра

Назначение

Буксир предназначен для выполнения буксировочных, кантовочных операций и перевозки 12 пассажиров (рейдовая перевозка докеров) без выполнения буксировочных работ.

Район плавания и условия эксплуатации

Внутренние водные бассейны и устьевые участки рек с морским режимом судоходства разряда «О» согласно Правилам РРР. Эксплуатация судна возможна на волнении с высотой волны 1%-ной обеспеченности не более 2,0 м при скорости ветра не более 18 м/с.

Расчетная температура наружного воздуха +45º С при влажности 60% летом и при -30º С влажность 85% зимой, воды от +20º С до -2º С соответственно. Предусматривается возможность вывода судна из эксплуатации с его вмерзанием в лед на 6 месяцев без прогрева МО и судовых помещений. Ввод в эксплуатацию после зимнего отстоя осуществляется при отрицательных температурах окружающего воздуха до -20º С и положительных (созданным электрическим воздухонагревателем) в МО.

Основные характеристики

Длина габаритная, м 21,35
Длина по КВЛ, м 19,30
Ширина корпуса КВЛ на миделе, м 6,00
Ширина габаритная, м 6,60
Высота борта на миделе, м 2,40
Осадка по КВЛ, м 1,80
Номинальное тяговое усилие на гаке, кН 71
Тяговое усилие на швартовых (около), т 6,50
Водоизмещение при осадке по КВЛ в пресной воде,т 127,6
Валовая вместимость, рег.т 88,01
Дедвейт при осадке КВЛ, (около)т 27,8
Мощность ГД, кВт 2x221
Скорость хода (около), уз. при осадке 1,8 м при мощности 85%МДМ 10
Экипаж, чел 3

Автономность дальнего плавания

Автономность судна по запасам:

  • топлива – 4,4 суток;
  • воды – 9,4 суток;

Автономность судна по условиям экологической безопасности

  • сточные воды – 9,5 суток (3 человека);
  • нефтесодержащие воды – 10,7 суток.

Продолжение последует?
Для любого региона России

Статистика подтверждает, что существующий флот речных буксиров продолжает неуклонно стареть. На начало 2008 года, количество судов возрастом до 10 лет составляло всего 55 единиц, а судов в возрасте от 20 до 30 лет – 2517 единиц. В такой ситуации появление на внутренних водных путях России серии буксиров нового поколения событие немаловажное.

Российский флот долгое время работал на тех ресурсах, которые нам оставил Советский Союз, - говорит Геннадий Егоров. - Они были огромными, но на настоящий момент – практически исчерпаны. Проект TG04М – база для возрождения буксирного флота для работы на внутренних водных путях. В перспективе подобных судов должно быть много и они должны быть разными. На базе технологической платформы данного проекта возможно создание вариативной линейки буксиров в соответствие с требованиями любого конкретного заказчика.

Для этого, по мнению проектантов и судостроителей, требуется лишь незначительная доработка базового проекта. В частности

  • существует возможность сертифицировать данный проект на более «высокий» класс РРР, что позволит ему работать не только на внутренних водных путях, портах и рейдах, но и в прибрежных районах;
  • существует возможность присвоения более высокой категории по СанПину, что позволит использовать его для проведения эскортных операций;
  • существует возможность модифицировать конструкции корпуса и винто-рулевого комплекса до соответствия требованиям более высокого ледового класса, что позволит судну работать во всех регионах Российской Федерации.

Анализ, проведенный совместно со специалистами ЗНТ-Инжиниринг во время работы над данным проектом, показал, что функционал данного судна может быть значительно расширен, - подвел итог генеральный директор ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» Сергей Коновалов. - И буксир проекта TG04M может и должен стать базовой основой для нового поколения речных буксиров.

Буксиры - неотъемлемая часть хозяйства любого порта. Эти суда выполняют много разных задач, но первым из них является помощь в причаливании больших кораблей. Для этого необходима значительная мощность главных двигателей и высокие маневренные качества.

Буксиры ледокольного класса

  • Буксир Orion построен компанией «Черноморский судостроительный завод» для латвийского предприятия AS PKL Flote (проект судна G07BL);
  • Помимо основных задач, буксир способен буксировать, проводить и сопровождать суда в районах морских портов, бороться с пожарами, а также работать ледоколом, для чего предусмотрены необходимые подкрепления корпуса;
  • Пропульсивный комплекс буксира состоит из двух главных двигателей, двух поворотных винто-рулевых колонок с винтами регулируемого шага в насадках;
  • Рулевая рубка находится практически на миделе, так как отсюда обеспечивается прекрасный обзор окружающего пространства как во время работы с большими судами, так и при прокладке путей другим судам во льдах;

Технические характеристики буксира типа Orion:

  • Длина - 34,2 м;
  • Ширина - 13,0 м;
  • Высота борта - 5,6 м;
  • Силовая установка - два дизеля по 2500 л.с.;
  • Тяга на швартовых - 65 тонн;
  • Скорость переднего хода - 12,5 узла;
  • Скорость заднего хода - 10 узлов;

Буксир ледового класса "О (лед)" многоцелевой - проект Р47

Буксир однопалубный двухвинтовой рейдовый ледокол-буксир-толкач-спасатель с раскачивающей установкой , подъемной рулевой рубкой и съемными упорами для толкания.

Технические характеристики буксира "О (лед)":

  • длина - 30 м;
  • ширина - 8,7 м;
  • высота борта - 3 м;
  • высота габаритная от ОП - 11,87 м;
  • водоизмещение с полными запасами - 216 т;
  • осадка средняя при водоизмещении 216 т - 1,98 м;
  • тяговое усилие при скорости 10 км/ч - 42,1 кН;
  • скорость ход - 18,3 км/ч;
  • мест для экипажа - 3;
  • автономность - 10 сут;
  • проект - Р47.

Буксир ледового класса "О (лед)" - проект Р47А

Буксир однопалубный двухвинтовой рейдовый ледокол с раскачивающей установкой, имеющей необходимые устройства и оборудование для работы в качестве буксира-толкача, спасателя, пожарного судна.

Технические характеристики буксира "О (лед) " проект Р47А:

  • длина - 30 м;
  • ширина - 8,7 м;
  • высота борта - 3 м;
  • высота габаритная от ОП - 10 м;
  • водоизмещение с полными запасами - 246 т;
  • осадка средняя при водоизмещении 216 т - 2,15 м;
  • тяговое усилие при скорости 10 км/ч - 15,5 кН;
  • скорость ход - 15 км/ч;
  • мест для экипажа - 3;
  • автономность - 5 сут;
  • дизельный двигатель - 8ЧНСП 18/22;
  • мощность двигателя - 440 кВт (220x2);
  • проект - Р47А.

Буксир ледового класса "М-СП3,5 (ледокол) А"

Назначение:

  • выполнение работ по ликвидации разливов нефтепродуктов, в т. ч. в зимний период;
  • проведение ледокольных работ по предупреждению заторных образований на р. Нева;
  • разрушение и ликвидация ледовых образований у мест забора воды из р. Нева;
  • прокладывание каналов для экстренной ледовой проводки судов после закрытия навигации;
  • тушение пожаров (в т. ч. на высокобортных судах);
  • эскортирование судов; буксировка судов, в т. ч. нефтеналивных;
  • участие в спасательных (водоотливных) работах.

Особенности проекта «М-СП3,5 (ледокол) А»:

  • подъемно-опускная конструкция рулевой рубки;
  • применение винто-рулевых колонок;
  • использование крана-манипулятора и съемного оборудования для сбора нефтепродуктов на чистой воде и в ледовых условиях;
  • использование носовой якорно-швартовно-буксирной лебедки для эскортирования судов;
  • наличие мощных водопенных лафетных стволов для тушения пожаров.

Технические характеристики буксира «М-СП3,5 (ледокол) А»:

  • Длина судна по КВЛ - 38 м;
  • Ширина по КВЛ - 11,8 м;
  • Высота борта - 5,2 м;
  • Осадка максимальная/минимальная без дифферента - 3,8/3,39 м;
  • Надводный габарит при опущенной рубке - 5 м;
  • Мощность главных двигателей - 2х1800 кВт;
  • Ледопроходимость при движении со скоростью 2 км/ч - 0,6 м;
  • Тяга на швартовах - 380 кН;
  • Число мест для экипажа - 9.

Речной буксир ледового класса "М" типа Капитан Чечкин проекта 1105

Дизель-электрический линейный ледокол типа Капитан Чечкин для выполнения всех видов ледокольных работ, проводки судов во льдах, буксировки крупнотоннажных составов, аварийно-спасательных работ.

Технические характеристики буксира типа Капитан Чечкин:

  • Длина - 77,6 м;
  • Ширина - 16,28 м;
  • Высота борта - 4,8 м;
  • Высота габаритная от ОП - 16,42 м;
  • Водоизмещение с полными запасами - 2472 т;
  • Осадка средняя при водоизмещении 2472 т - 3,5 м;
  • Тяговое усилие на переднем ходу - 414 кН;
  • Тяговое усилие на заднем ходу - 311 кН;
  • Мест для экипажа - 28 чел;
  • Автономность - 20 сут;
  • Дизель - Вяртсиля-Badcd12V22B (3х1550кВт);
  • Электродвигатели гребные - 3х1170 кВт;
  • Лебедка буксирная « Раума-Репола» с тяговым усилием - 19,6 кН.

Буксир ледового класса "М-ПР (лед)" типа "капитан Евдокимов" проекта 1191

Ледокол смешанного «река-море» типа «Капитан Евдокимов» проекта 1191 для всех видов ледокольных работ, проводки судов во льдах, буксировки крупнотоннажных составов, аварийно-спасательных работ.

Технические характеристики буксира типа «Капитан Евдокимов»:

  • Длина - 76,49 м;
  • Ширина - 16,56 м;
  • Высота борта - 4,6 м;
  • Высота габаритная от ОП - 15 м;
  • Водоизмещение с полными запасами - 2341 т;
  • Осадка средняя при водоизмещении 2341 т - 2,65 м;
  • Тяговое усилие на швартовых - 408 кН;
  • Мест для экипажа - 27 чел;
  • Автономность - 20 сут;
  • Дизель - 12В22Б компании «Вяртсиля Вааса» (3х1605 кВт);
  • Электродвигатели гребные - 4х950 кВт;
  • Лебедка буксирная « Хатлапа» с номинальным тяговым усилием - 100 кН.

Буксир ледового класса "О2,0 (лед30) А" - проект Р103АМ

Буксир предназначен для выполнения буксировочных и кантовочных операций на акваториях портов, а также для обслуживания судоходной обстановки, в ледовую навигацию - доставка лоцманов. При проектировании буксира ледового класса использованы прогрессивные конструкторские решения, что позволило улучшить маневренные и ледовые возможности буксира-кантовщика ледового класса с поворотными насадками и тягой 7 т. Предусмотрена возможность оборудования буксира прочной специальной конструкцией - переходным мостиком (с возможностью, в случае необходимости, демонтажа конструкции экипажем буксира), передачи/приема лоцмана, при помощи специальных выдвижных конструкций. Энергетическая установка состоит из 2 ДГ, работающих через реверс-редукторы на 2 винта фиксированного шага и вспомогательной установки в составе двух дизель-генераторов электрической мощностью не более 70 кВт каждый.

Основные характеристики буксира "О2,0 (лед30) А":

  • Длина габаритная - 22 м;
  • Ширина - 6 м;
  • Осадка - 1,8 м;
  • Скорость хода - 10 уз;
  • Дальность плавания - 1300 миль;
  • Автономность - 5 сут;
  • Экипаж - 6 чел;
  • Главная энергетическая установка - кВт 2 ДГ х 250;

Буксир ледового класса KM Ice 2 R 3 AUT 3 Tug

Ледокольный буксир проекта 3092 - однопалубный, двухвинтовой ледокольный буксир с рулевой рубкой на крыше надстройки, открытой рабочей палубой в кормовой части. Предназначен для выполнения буксирно-транспортных и ледокольных работ в условиях мелководного фарватера на озерах, водохранилищах и прибрежной зоне морей.

Технические характеристики буксира KM Ice 2 R 3 AUT 3 Tug:

  • длина - 22,0 м;
  • ширина - 7,50 м;
  • высота борта на миделе - 3,05 м;
  • Водоизмещение с полными запасами - 151 т;
  • Осадка с полными запасами - 1,80 м;
  • Тяговое усилие при скорости буксировки 5 уз - 43 кН;
  • Автономность - 5 сут;
  • Мест для экипажа - 4+2 запасных;
  • Двигатели - 2х248 кВт;

Дополнительные характеристики:

  • Разработанные обводы корпуса и повышенная энерговооруженность судна обеспечивают высокую ледопроходимость.
  • Ходовая рубка, расположенная на крыше надстройки, позволяет увеличить зону видимости и имеет круговой обзор.
  • Учитывая возможность работы судна в условиях низких температур, обеспечен проход во все помещения без выхода на улицу.
  • Для обеспечения более комфортных условий работы и жизни, чем на судах аналогичных водоизмещений и размерений, предусмотрено размещение экипажа в отдельных каютах с вентиляцией и летним кондиционированием.

16 сентября 2017 года на площадке ООО «Краншип» (г. Темрюк, Краснодарский край) состоялась церемония спуска на воду ледокольного буксира , строящегося в рамках проекта «Портофлот».

Судно проекта Т40105 назвали «Юрибей» (по названию реки, протекающей по территории полуострова Ямал).

Как отмечают в «Атомфлоте», ледокольный буксир проекта «Т50105» с мощностью пропульсивной установки около 7 МВт предназначен для обеспечения навигации танкеров- газовозов СПГ на подходном канале и в акватории порта Сабетта. Это инновационный буксир с новейшей системой электродвижения.

Порт Сабетта принял первый СПГ-танкер >>

Длина судна составляет 39,5 м, ширина – 14,0 м, осадка – 7,1 м, дедвейт при максимальной осадке – около 260 тонн. Ледопроходимость судна – 1 метр, тяговое усилие – около 90 тонн. Численность экипажа - 10 человек. Отличительной чертой буксира является движительный комплекс, состоящий из 2-ух азимутальных винто-рулевых колонок Azipod ICE1400 мощностью около 3,5 МВт каждая и имеет ледовый класс Arc 6 . Цена ледокольного буксира составляет 2 млрд 155 млн руб.

Приход ледокольного буксира в порт Мурманск запланирован на конец октября. После этого судно проследует для работы по обеспечению комплекса портовых услуг в Обской губе.

Судовладельцем и оператором судна выступает Федеральное государственное унитарное предприятие(ФГУП) «Атомфлот», подписавший в ноябре 2014 года комплексный контракт сроком до 31 декабря 2040 года на обеспечение проводки судов и обслуживание акватории порта Сабетта, где в настоящий момент ведется строительство завода по сжижению природного газа в рамках проекта «ЯмалСПГ». Напомним, проект «Портофлот» компании «Атомфлот» подразумевает строительство и использование трех буксиров ледового класса, одного портового ледокола и одного ледокольного буксира.

Новое ледокольное судно снабжения >>

В январе и феврале 2016 года на «Краншипе» были спущены на воду два буксира ледового класса «Пур» и «Тамбей». «Активно эксплуатируя буксиры, мы убедились не только в эффективности судов, которую они демонстрируют в порту Сабетта, но и в качестве работы судостроителей. В ходе докового осмотра, проведенного во время зимней стоянки буксиров, замечаний не выявлено. Мы надеемся, что и последующие суда портового флота будут построены с соблюдением таких же стандартов качества », - приводит пресс-служба слова главного инженера ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашки.

Так же в реализации проекта «Портофлот» участвует Выборгский судостроительный завод, ответственный за проектирование и строительство портового ледокола мощностью 10 МВт к ноябрю 2018 года.

Статьи, которые Вам могут быть интересны:

В «Атомфлоте» пополнение. Государственный флаг на ледокольном буксире «Юрибей» подняли в порту приписки судна - Мурманске.
Подходя к мурманскому морскому вокзалу со стороны железнодорожного моста, обычно сразу видишь атомный ледокол «Ленин». Первенец мирового атомного надводного флота высится как гора. Но 8 ноября у причалов напротив морвокзала выделялось другое судно. Оно совсем небольшое по сравнению с соседями - «Лениным» и судном геологической разведки «Академик Примаков». Однако яркая подсветка и свежая краска притягивали взгляд. «Наверное, это и есть «Юрибей», - подумал я и направился к КПП при входе на пирс. Формальности пройдены - и вот он, свежепостроенный ледокольный буксир.
Знакомство
Первое, что поразило при взгляде на «Юрибей», - его форма. Наверное, для моряков и жителей портовых городов привычно, что буксиры имеют закругленный нос, но для человека сухопутного «Юрибей» выглядит как летающая тарелка. Это впечатление усиливает просторная капитанская рубка с круговым обзором.
Второе яркое воспоминание от 8 ноября 2017 года - черная вода Мурманского порта. Она резко контрастирует с уютом, который источает «Юрибей», и одновременно напоминает о силе стихии, с которой буксиру вскоре придется иметь дело. Окружающие Мурманский порт серые сопки придают суровость пейзажу и атмосфере праздника.
Краткую презентацию «Юрибея» для журналистов провел генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша. «Самым значимым для развития Северного морского пути проектом в ближайшие 10 – 15 лет будет «Ямал СПГ». Порт Сабетта требует швартовки мощных газовозов - по 90 тыс. т дедвейта. Мы победили в конкурсе на строительство портового флота. Буксир «Юрибей» - точно единственный в мире. Он принадлежит к ледовому классу Arc6 и способен работать в порту круглогодично, оказывать поддержку при швартовке газовозов для приемки груза», - рассказал Вячеслав Рукша.
Церемония
Выступая на церемонии поднятия флага, глава «Атомфлота» поблагодарил основных участников проекта «Портофлот», в рамках которого строился «Юрибей». В первую очередь это банк, предоставивший «Атомфлоту» кредит. «Все понимают: не будет денег - ничего не построишь. Общий объем инвестиций в проект «Портофлот» - порядка 197 млн долларов. Из них 160 млн долларов - банковский кредит. Это существенная сумма для нашего предприятия. Самое главное - кредит способствовал созданию 100 новых рабочих мест», - сказал Вячеслав Рукша. Он напомнил, что «Атомфлот» получил контракт на обслуживание порта Сабетта в рамках проекта «Ямал СПГ» до 2040 года по итогам открытого конкурса. Договор предусматривает возможность пролонгации на 10 лет.

Поблагодарил Вячеслав Рукша и «Краншип», а также Александра Иванова - представителя этой компании, построившей «Юрибей» и уже работающие в Сабетте буксиры «Пур» и «Тамбей».
В своем выступлении Александр Иванов отметил, что его судостроители сумели превысить проектные параметры мощности «Юрибея». «Я другого подобного судна в мире не знаю. 7 МВт мощности при таком небольшом размере - таких больше нет», - уверен он.
Пожалуй, самыми приятными для «Росатома» и «Атомфлота» стали слова заместителя губернатора Мурманской области Алексея Тюкавина: «Существует мнение, что государственные предприятия не умеют эффективно работать, управлять своим бизнесом. Но наш «Атомфлот» это мнение полностью дезавуировал. Предприятие реализует очень серьезный проект - уже третий ледокольный буксир мы в Мурманске принимаем. «Портофлот» реализуется не на государственные деньги, а как бизнес-проект. Тем самым «Атомфлот» доказывает, что у него есть профессиональные люди, хорошо понимающие, что такое Арктика и как там работать». Кроме того, первый замгубернатора упомянул сообщения СМИ, согласно которым «Росатом» может быть наделен полномочиями по ведению государственной программы развития арктических регионов России. «Это лишний раз доказывает, что «Атомфлот» успешно реализует все свои задачи и может справиться с более широкими задачами в Арктике», - подчеркнул Алексей Тюкавин.
Власти Мурманской области рассчитывают, что развитие Северного морского пути положительно скажется на экономике региона. «Надеемся, что Мурманская область будет главной опорной точкой для решения задач по развитию Арктики», - сказал председатель Мурманской областной думы Сергей Дубовой.
«Юрибей» изнутри
После поднятия государственного флага гостей церемонии и представителей прессы пригласили осмотреть судно. Несмотря на небольшие размеры, на борту «Юрибея» оказалось довольно просторно. Кают-компания вмещает 10 человек - всю команду. На судне четыре одноместные и четыре двухместные каюты, в каждой - телевизор и подключенный к интернету компьютер. Но интереснее всего было на капитанском мостике. Там скопилось наибольшее количество гостей. Они буквально засыпали вопросами капитана «Юрибея» Александра Борисова.
Интересовались происхождением основных дизелей судна (оказалось, они из США) и дальностью действия радара (всего 24 мили из-за относительно невысокой надстройки). Поразили слова Александра Борисова о том, что машинное отделение «Юрибея» в нормальной эксплуатации полностью безлюдное - работа двигателей контролируется дистанционно, по параметрам, которые можно вывести на сенсорный экран буквально двумя касаниями. Кроме того, в машинном отделении установлена камера слежения. Вообще, камеры есть во всех помещениях судна, за исключением кают.
«А сколько человек нужно, чтобы управлять судном?» - спросил один из гостей, осматривая единственное большое кресло у пульта. «Один», - улыбнулся Александр Борисов. Повисла пауза. «Как один?» - выдохнули гости. В ответ капитан показал джойстик управления движением и еще колесико величиной с кулак, с помощью которого можно управлять мощностью двигателей.
Там, за туманами
Ледокольный буксир понадобился в Сабетте потому, что там зимой двухметровые льды. И даже для летне-осенней навигации в этом порту требуются буксиры ледового класса. Сейчас там работают два буксира «Атомфлота» класса Arc4 - «Пур» и «Тамбей». Они эксплуатируются второй сезон - обеспечивают достройку инфраструктуры проекта «Ямал СПГ». А для зимней навигации, когда ледяной покров в порту вырастет до 2 м, потребуются уже буксиры, способные работать в тяжелых ледовых условиях. Их основные задачи - подчистка льда у причала перед постановкой газовоза и помощь в швартовке судна. «Нужно понимать, что швартовка газовоза к терминалу - ювелирное дело. Представьте, длина газовоза - 300 м, а его требуется поставить с отклонением не более полуметра. То есть это десятые доли процента», - пояснил «СР» Вячеслав Рукша.

После выхода «Ямала СПГ» на проектную мощность в Сабетте будет выполняться по 225 судозаходов в год. В каждый заход газовоз нужно поставить к причалу и отвести от причала. «Мы обязаны обеспечить необходимую ритмичность работы порта», - говорит Вячеслав Рукша.
Первый газовоз «Кристоф де Маржери» отправится из Сабетты с грузом сжиженного природного газа уже в ноябре. В начале ноября в порту уже с нетерпением ждали прибытия «Юрибея»: ледовая обстановка усложнялась, и справляться со швартовкой огромного танкера «Пуру» и «Тамбею» становилось все труднее. 15 ноября буксир уже работал в Сабетте. Чтобы удовлетворить запросы заказчика на пике проекта, «Атомфлот» заказал еще один ледокольный буксир класса Arc6. По мощности такой же, как «Юрибей», но с конструкцией ходовой части попроще: в ней винты будут напрямую вращать дизельные двигатели.

Вячеслав Рукша уже смотрит в будущее. В ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Китай отечественные компании подписали с китайскими партнерами соглашение об аналогичном «Ямалу СПГ» проекте «Арктик СПГ-2», напомнил глава «Атомфлота». «Надеюсь, что мы победим в тендере на строительство и эксплуатацию портового флота в рамках этого проекта», - сказал Вячеслав Рукша.

ЛЕДОКОЛЬНЫЙ БУКСИР ПОНАДОБИЛСЯ В САБЕТТЕ ПОТОМУ, ЧТО ТАМ ЗИМОЙ ДВУХМЕТРОВЫЕ ЛЬДЫ. И ДАЖЕ ДЛЯ ЛЕТНЕ-ОСЕННЕЙ НАВИГАЦИИ В ЭТОМ ПОРТУ ТРЕБУЮТСЯ БУКСИРЫ ЛЕДОВОГО КЛАССА

Александр Борисов
Капитан «Юрибея»
- Почему «Юрибей» называют единственным в мире?
- Только этот буксир способен работать в тяжелых льдах Ямала. Его главное предназначение оказывать помощь в швартовке танкеров, а еще он может колоть лед. Нет больше буксиров, выполняющих свои функции во льдах толщиной свыше 1,2 м: это уже либо ледоколы, либо сухогрузы. Совместить в одном судне маневренность и возможность буксирно-кантовочных операций, околки льда - это уникально.
- В буксире использована схема с вращением винтов электродвигателями. Для чего она нужна?
- На «Юрибее» основные дизельные двигатели вырабатывают электричество, от которого работают электрические двигатели на рулевых колонках. Когда винты соприкасаются со льдом, идут очень большие нагрузки на винторулевой комплекс. Электрический мотор эти нагрузки переносит гораздо легче, чем прямые приводы от валов дизелей. Получается, что электродвижение бережет главные двигатели.
- Расскажите об электронной начинке «Юрибея».
- Она разработана компанией «Транзас». Электроника полностью обеспечивает картографию и навигацию. Конечно, на пульте управления судном стоит оборудование и других компаний.
- Вам уже приходилось работать на таких судах?
- Я проработал на буксирах с винторулевыми колонками уже 10 лет. Но такой мощности буксир у меня первый.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: