Какую скорость развивают лыжники. Все о скорости лыжника: средние и максимальные числа, рекорды

Лыжный спорт один из самых массовых и популярных в нашей стране и за рубежом. Поэтому для многих любителей этого вида спорта будет интересно узнать, какая средняя скорость лыжника, и какая максимальная.

Скорость лыжника

Прежде всего, важно разобраться, от чего зависит скорость на лыжах в гонках. На это влияет несколько факторов.

Беговые лыжи

Скорость на беговых лыжах зависит в большей степени от длины и частоты шага спортсмена.

То есть, как и в беге. Если увеличится один из показателей, но не уменьшится другой, то быстрота будет выше. Хорошие гонщики достигают результата длинными шагами.

Также важна и сила толчка . Чем быстрее темп толчков, тем быстрее отталкивание, а значит, и результат в целом.

Горные лыжи

Если говорить о достижении хорошей скоростной отметки в скате на горных лыжах, то существуют иные факторы. Они следующие:

  • вес лыжника. Чем больше вес, тем меньше скорость;
  • длина лыж. Чем длиннее, тем выше;
  • угол наклона . При каждом угле наклона своя максимальная быстрота, которую невозможно превысить;
  • присед. Нужно ниже присесть.

Влияние структуры снега

Кроме того, и беговым, горным спортсменам важно учитывать кристаллическую структуру снега.

Если принимать во внимание законы физики, то лыжник не катится, а плывет по микрослою воды. Он образуется в результате трения лыж о снег.

Этот слой напрямую зависит от свойств снега. Свойства снега, в свою очередь, зависят от температуры, влажности, давления, плотности микрогранул льда.

Чем сложнее кристаллическая форма снежинок, тем меньше скорость лыжника , потому что в таком случае он будет сталкиваться с налипанием снега на поверхность спортивного инвентаря. И обратно пропорционально, чем проще снежинки, тем они быстрее тают под лыжами, тем больше живость гонщика.

Скорость на горных лыжах

Самый быстрый вид спорта – это горнолыжный спуск по склону. Эти бега довольно популярны в наши дни, но они имеют длинную историю своего развития, начиная с 18 века. Родиной это спортивного оборудования считаются страны Скандинавского полуострова. Первые соревнования были проведены в 1760-х годах.

Горные лыжи относятся к зимним Олимпийским видам спорта. Но кроме спортсменов, им могут заниматься люди разных возрастов. В нашей стране существует много курортов, где каждого желающего овладеть искусством горных лыж обучат тренера.

Конечно, средняя скорость передвижения горнолыжника-новичка, опытного и профессионального будут значительно различаться.

Так, любитель этого зимнего спорта с некоторым опытом будет достигать скорости около 100 км/час. Новичка такая быстрота наверняка напугала бы.

Если говорить о профессиональных гонщиках, участниках Олимпийских игр, чемпионов, то их средняя составляет 200 км/час.

Внушительно, если принять во внимание, что автолюбитель имеет право развить быстроту в пределах города 79, а на трассе 119 км/час.

Рекорды скорости

Конечно, существует и максимальная скорость ската на горных лыжах.

Максимальная скорость, которая была развита на лыжах, принадлежит спортсмену-итальянцу Симону Оригону . За ним закреплены два мировых рекорда.

В 2006 году во время соревновательного сезона Симон Оригоне достиг 251 км/ч. Второе место получил его брат, достигший быстроту, которая была меньше всего на 3 км/ч.

Итальянец побил свой же рекорд на курорте во Франции в 2014-м, достигнув отметки 252 км/ч. Он катался на трассе «летящий километр». Здесь гонщики за несколько секунд развивают быстроту около 200 км/час. Для того чтобы складки одежды не создавали трения, спортсмены одевают очень облегающие ткани.

Иван Оригон превзошел своего брата Симона в 2016-ом году на 2,5 км/ч и установил новый рекорд в 254,958 км/час.

На Олимпийских видах спорта популярностью пользуются лыжные гонки, в которых участвуют мужчины и женщины. Также лыжные ходы бывают классические и коньковые. Гонщик должен преодолеть трассу за минимальное время. На серьезных соревнованиях длина лыжной трассы варьируется от 800 м до 50 км.

Но кроме спортсменов, этим бегом занимаются и молодые люди, и в возрасте. Лыжный бег относится к аэробному виду спорта, он способствует укреплению иммунной, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также костного и мышечного аппарата.

Средняя скорость лыжника будет отличаться у любителей и у лыжников-профессионалов.

Новичок в среднем развивает скорость около 10 км/ч , тогда как опытный любитель достигнет приблизительно скоростного результата около 15 км/ч . Средняя скорость чемпиона на лыжных бегах будет равняться 22 км/ч.

Интересно, что средняя скорость в гонке на Кубке Мира около 6-7 м/с в зависимости от условий.

Рекорды скорости

Однако в лыжных гонках не существует официальных рекордов быстроты. Все потому, что на скорость влияет размер трассы, структура снега, температура воздуха, погодные условия в целом.

Рекордом в лыжных бегах считается не скорость спортсмена, а время, затраченное на прохождение трассы!

В таком случае, рекордом является результат Дарио Колоньи. Он одолел 15 км трассу коньком за 29:58 минут. Спортсмен достиг скорости, равную 30 км/ч.

Лыжный спорт постоянно развивается, ежегодно устанавливаются новые рекорды и результаты.

Видео установления рекорда Иваном Оригоне.

«След лыжника, оставленный на склоне» - это перевод слова «слалом» со скандинавского. Тот, кто думает, что лыжи изобрели недавно, заблуждается. Еще на норвежского острова Родей был изображен охотник на лыжах. Прекрасно сохранившиеся древние лыжные полозья были обнаружены в заболоченных местах Скандинавии. Эти находки - из так называемых ступающих лыж. Первые скользящие лыжи появились у финских и лапландских охотников еще в шестом веке. А в российских летописях об этих приспособлениях впервые упоминается в 1444 году, в связи с походом против одного из царевичей Золотой Орды. Народные потехи, игрища, забавы и даже соревнования на лыжах издревле радовали

Современные соревнования

Нет предела человеческой выдумке! Кроме привычных лыжных соревнований, включающих гонки, слалом, скоростной спуск, фристайл и другие, в последние годы появились экстремальные забавы с использованием лыж:

  • полет на дельтаплане с лыжами;
  • парашютный прыжок с лыжами;
  • скоростной спуск на лыжах, чтобы обогнать автогонщика;
  • прыжок с самолета на лыжах без парашюта;
  • лыжные катания по песчаным дюнам;

Эти очень показательные и интересные соревнований пока не включены в официальные программы.

Категории

Категории лыжного спорта:

1. Альпийский - все виды скоростных спусков: слаломы (гигантский, супергигантский и просто слалом), скоростные спуски (даунхиллы), комбинация двух спусков (слалома и скоростного).

2. Фристайл - это свободный нескоростной спуск на лыжах с одновременным исполнением лыжной акробатики, своеобразный лыжный балет.

3. Северный - прыжки с трамплина, гонки, соревнования по спортивному ориентированию, двоеборье (прыжок с трамплина и последующая гонка).

4. Спуск на сноуборде.

5. Биатлон (лыжные гонки со стрельбой из винтовки).

6. Ски-арч (лыжные гонки со стрельбой из лука).

7. Ски-тур - одна из категорий спортивного туризма.

8. Ски-альпинизм. Это свободный и рискованный скоростной спуск на лыжах, скорость при котором развивается очень высокая. Его можно сравнить с прыжком с высоты.

О гигантском слаломе

В соревнованиях по слалому спортсмены на огромной скорости должны буквально пролететь через определенное количество контрольных точек (ворот) за минимальное время. Для мужских и женских заездов количество и ширина ворот различны и зависят от вида слалома. Контрольную точку нельзя пересекать и пропускать, иначе дисквалификация неизбежна. Обычно в зачет спортсмену идет средний результат за две попытки.

Слалом-супергигант (скоростной спуск на лыжах) название свое получил за увеличенное количество ворот, расстояние между ними и длину трассы.

Супергигант - это промежуточная дисциплина между слаломом-гигантом и даунхиллом (скоростным спуском). Цель одна - скорость. Дистанция между контрольными флажками, которую допускает по правилам этот скоростной спуск на лыжах, составляет 30 метров. Оценивается только один заезд лыжника.

Особенности трасс для соревнований

Для всех скоростных лыжных спусков используются только трассы с природными рельефами. Прежде всего, важны перепады высот, то, насколько извилистый рельеф, какова длина трассы. Флажки и древки ворот расставляются тренерами с соблюдением всех норм. При этом важно избегать скрытых опасностей рельефа, способных привести к серьезным падениям и травмам.

  • Трассы длиной около 450 м и разницей по высотам в 140 м и более годятся для соревнований по обычному слалому. Наименьшее расстояние между флажками - 75 см.
  • Гигантский слалом проводится на трассах, длина которых - 1 км или 1,5 км, перепады высот - до пятисот метров, ширина ворот - 13 м.
  • В супергигантском слаломе флажки расставлены на расстоянии тридцати метров друг от друга. Длина трассы - до 2,5 км, перепады высот - до шестисот метров.
  • Скоростной спуск на лыжах даунхилл проводится на идеально прямых трассах, без трамплинов, бугров и кочек. Наилучшие показатели достигаются спортсменами на высокогорных трассах с разреженным воздухом. Лыжники в аэродинамических костюмах, используя особое положение тела, развивают огромные скорости в этом виде соревнований. Разгоняясь прыжком (при большом уклоне трассы), спортсмены, совершая скоростной спуск на лыжах, рекорд скорости показали впечатляющий: более 200 км в час.

Несколько полушутливых пожеланий начинающим (и не только) лыжникам

Человек, занимающийся может добиться наивысших результатов в скоростном спуске.

Дельные советы:

  • Для того чтобы меньше падать, стоит научиться тормозить.
  • Любые синяки, царапины и даже моральные травмы заживают.
  • Чем выше скорость, тем быстрее заканчивается гора.
  • Глупо надеяться на то, что люди, случайно сбитые или задетые при спуске, не отплатят тем же, догнав вас в следующий раз.
  • Какими бы ни были результаты спуска, внизу ожидает теплый кофе и друзья, на худой конец - скорая помощь.

/ Скорость горнолыжника

Скорость горнолыжника

Горнолыжный спорт – это спуск на лыжах с крутой горы. На спортсменов-лыжников, занимающихся им, приходится больше всего травм. Поэтому горнолыжный спорт по праву является одним из экстремальных видов спорта.

Лыжи для горнолыжного спорта имеют специальное строение. Они значительно длиннее и уже, чем обычные лыжи. Задний ботинок зафиксирован натяжным креплением, носок – зажат в железную скобу. Для равномерного распределения веса человека по всей площади лыж сделаны плавные прогибы (весовые прогибы). Для сохранения равновесия во время движения по центру каждой лыжи проходит специальный желоб.

В целях увеличения прочности лыжи ее изготавливают из сочетания нескольких слоев древесины разной породы - ясеня, бука, березы или гикори. Для лучшего сцепления со снегом края лыж окантованы плотными сортами древесины (дуб) и тонкими листами железа. К лыжам прикрепляются специальные высокие и жесткие пластиковые ботинки.

Среди способов выполнения спуска с горы различают:

«телемарк» – когда одна из ног сильно согнута и продвинута вперед. Она выполняет роль «руля». Другая нога опирается носком и коленом в лыжу. Руки широко расставлены, держат равновесие. На большой скорости способ ненадежен.

«христиания» - во время спуска спортсмен сильно приседает вбок, при этом одна из его рук скользит по снегу, выполняя функцию «руля».

Такая техника позволила спортсменам развить высокие скорости при спуске, достигающие 150 – 200 километров в час. В настоящее время рекорд скорости принадлежит французскому спортсмену Филиппу Гуатшелю. Ему удалось достичь рекордной скорости, равной 250,7 километров в час.

/ Скорость горнолыжника

Симоне Оригоне из Италии 31 марта 2014 года показал максимальную скорость, согласно организации France Ski de Vitesse. Этот рекорд равен 252,454 км/ч. Спортсмен состязался на гонке «Летящий Километр» для горных лыж «speed skiing». Второе место занял его брат Иван (248,61 километров в час). На 3-м месте оказался Бастьен Монтес из Франции (248,15 километров в час). Он смог выступить, хотя допустил падение на тренировке.

Оригоне родом из Италии, город Шамполюк. На его счету 8 кубков мира и пять призовых мест. Он трудится горнолыжным инструктором и экскурсоводом .

В 2006 году он уже ставил мировой рекорд на спуске - 251,400 километров в час. Тогда все думали, что эти цифры уже никто не сможет превзойти. В 2014 году Симоне на трассе Chabrieres во французском Варе удалось улучшить этой рекорд. Кто знает, возможно, пройдёт ещё немного времени, и итальянец или другой спортсмен сможет побить и этот рекорд.

У трассы в Варе средний градиент 65 процентов. Она практически вертикальна на выходе.

Для спортсменов, спускающихся , трасса «Летящий Километр» 31 марта 2014 года это практически Формула 1. Ведь это быстрейший немоторизированный вид спорта. Цифры, показываемые спортсменами, восхищают. Автомобили Формулы 1 разгоняются до 200 километров в час за четыре секунды. Горнолыжники достигают таких показателей за пять секунд.

Максимальная скорость на горных лыжах: как достичь?

Горнолыжный вид спорта «speed skiing» пока не входит в программу зимней Олимпиады. Это быстрейший из безмоторных видов спорта на суше. Он представляет собой скоростной спуск на лыжах по прямому горному склону. Примечательно, что парашютист в свободном падении достигает максимальных показателей в 190 км/ч. Лыжники, в свою очередь, летят по трассе с максимальными показателями выше 200 км/ч.

Трасса

Спортсмены соревнуются на специальных трассах. Их длина составляет 1 км, подобных трасс существует на планете примерно 30. Для уменьшения сопротивления воздуха выбирается высокогорье для таких трасс.

Есть три зоны на трассе. Первая зона дана для того, чтобы спортсмен набрал скорость. В среднем это 400 метров. Второй участок составляет 100 метров, здесь измеряется время. Оставшиеся 500 метров нужны для того, чтобы спортсмен смог снизить скорость и остановиться.

Часто профессионалы говорят, что через некоторое время после старта (в среднем через сорок минут) кататься становиться труднее, снег делается более рыхлым. Теряется порядка двух-трёх километров в час.

Экипировка

У гонщиков есть специальная экипировка из герметичного латекса и шлемы с аэродинамикой. Костюм сшит из ПВХ-ткани, он должен сильно облегать тело спортсмена, чтобы не было никаких складок. Это позволяет минимизировать сопротивление воздуха. Если гонщик упадёт, то подобное обмундирование ещё даёт некоторую защиту.

Лыжи для таких заездов обладают особыми параметрами: 240 см в длину, не больше 10 см в ширину, вес не больше пятнадцати кг. Такие лыжи выпускает только производитель Атомик. Чтобы получить отличный результат, надо использовать . Также помогает специальное положение в аэродинамической трубе, которая получается при спуске.

Шлем для скоростных заездов тоже особый. Он достаточно большой, даёт воздуху спокойно перемещаться. Отсутствие зоны турбулентности минимизирует трение.

На планете сейчас есть всего пятьдесят людей, постоянно занимающихся скоростными заездами с гор на лыжах.

История «speed skiing»: как повышалась максимальная скорость

Скоростной спуск на горных лыжах имеет достаточно богатую историю. Первые состязания были аж в 1930 году. Самый быстрый рекорд в 139 километров в час показал Лео Гасперл из Австрии. В 1960-е годы спортсмены облюбовали трассу в Червинии, Италия. Ежегодно сюда стали приезжать лучшие гонщики. Они ставили всё новые и новые рекорды. Луиджи ди Марко из Италии установил рекорд в 175 километров в час, а Моришито из Японии - сто восемьдесят.

В 1970-е годы появились интересные трассы, а за ними и новые рекорды. В Чили на трассе Портильо в 1978 году Стив Мак-Кинни из Америки пролетел со скоростью больше 200 км/ч.

В 1980-е годы Лез-Арк во Франции стал новым излюбленным местом для гонщиков. Здесь и на трассе Вар много раз были побиты мировые показатели. Сейчас рекорд у мужчин установлен, как мы уже писали выше, Симоне Оригоне, а у женщин - шведкой Санне Тирстранд. Её максимальная скорость равна 242,590 километрам в час.

В 1992 году во французском Лез-Арк были показаны выступления «speed skiing» во время Олимпиады в Альбервиле. Но до сих пор эта дисциплина не была включена в официальную программу этих значимых соревнований. Возможно, в будущем «speed skiing» будет восприниматься обывателями, как достаточно привычный вид спорта, например, как хоккей.

Статья известного норвежского физиолога профессора Стефена Сейлера

Стефен Сейлер

Мой подход к изучению и практике в новом виде спорта заключается в том, чтобы сначала прочитать как можно больше о специфических требованиях и физиологии этого вида. Основы любого вида спорта на выносливость схожи, но я люблю отыскивать детали. К счастью, есть много исследований по физиологии лыжных гонок. Многие из них проводились в Европе и Скандинавии из-за высокого уровня популярности этого спорта в этой части мира. Многое из того, что я читал, было написано на английском, и это очень хорошо. Кое-что на норвежском, и это тоже хорошо. А одна очень полезная работа, которую я держу в руках прямо сейчас, написана на датском языке, и это довольно серьезная проблема. Так что изучение лыжных гонок благоприятно сказалось на моей языковой подготовке!

На что похож элитный лыжник-гонщик?
Хороший вопрос. В среднем, гонщикам мирового класса на пике их карьеры от 27 до 29 лет, но могут быть отклонения в 4 года. Это означает, что вы можете видеть призеров Олимпиады в возрасте от 20 с небольшим до 30 с гаком. Одно важное уточнение, которое говорит о необходимости терпения настойчивости: ни один юниор никогда не выигрывал Олимпийские Игры или Чемпионат мира. Чтобы достичь высочайших результатов, нужны годы подготовки.
Интересно то, что в лыжных гонках не существует "образцового" телосложения. В таких видах, как плавание, стайерский бег, гребля, элита часто выглядит как клоны. Напротив, чемпионы мира по лыжным гонкам различаются по росту от 1,68м до 2,0м. У лыжников обычно мало жира, но не слишком. Как таковые лучшие лыжники-гонщики тяжелее, чем бегуны-стайеры, но легче, чем гребцы. Женщины - лыжницы чаще имеют меньший индекс массы тела (масса в кг, поделенная на рост в квадрате), чем не занимающиеся спортом женщины того же возраста.

Состав мышечных волокон
А что у них под кожей? Волокна I типа преобладают в мышцах ног, но даже среди элиты есть значительные различия. Для нормального человека состав волокон в vastus lateralis (мышца бедра, которую часто исследуют у спортсменов) соотношение быстрых и медленных волокон будет примерно 50 - 50. Быстрые волокна будут состоять из смеси волокон типов IIа и IIb. Для гонщиков - профессионалов соотношение ближе к 66% (62-75% в различных исследованиях) медленных мышц и остальные - типа IIa. "Чистые" быстрые волокна подтипа IIb у хорошо тренированного лыжника-гонщика (и у других тренирующихся на выносливость) практически отсутствуют. Это происходит из-за конверсии волокон типа IIb в тип IIa (волокна типа IIa еще "быстрые", но имеют не очень высокую сопротивляемость утомлению). Для сравнения, такие же исследования для стайеров показывают лишь небольшое преобладание медленных волокон по сравнению с другими бегунами (78-79%). Возможно, для лыжников-гонщиков характерно преобладание волокон типа IIa из-за различий в рельефе трасс и нестабильных условиях, в которых проходят гонки.
В отличие от бега и велосипедного спорта лыжные гонки задействуют все конечности. Большие требования по выносливости также возлагаются на мускулатуру верхнего плечевого пояса, включая широчайшие мышцы спины, дельтовидные мышцы и трицепсы. Удивительно, но было выполнено гораздо меньше работ, описывающих состав мышц верхнего плечевого пояса у профессиональных лыжников. Из того, что нам известно, у среднего человека в мышцах верхнего плечевого пояса больше быстрых волокон, чем в мышцах нижней части тела. Например, трицепсы нетренированного человека содержат 65-80% быстрых волокон. Следовательно, лыжник-гонщик должен работать над максимальным увеличением выносливости этих обычно мало используемых мышц верхнего плечевого пояса. Но даже у лучших гонщиков доля медленных волокон в этих мышцах меньше, чем в мышцах ног, около 50%, как показало одно большое исследование. Некоторые исследователи предположили, что в таких специфических мышцах, как трицепсы лучше иметь больше быстрых волокон ради большей скорости движений руки во время "толчковой" фазы одновременного хода.

Скорость движения на лыжах
Как и в беге, в лыжных гонках скорость зависит от частоты и длины шага. Увеличение любой из них без уменьшения другой приведет к увеличению скорости. Так какой фактор отличает классного гонщика от посредственного? Хорошие гонщики имеют более длинные по сравнению с другими шаги как в коньковом ходе, так и в классическом попеременном. Более быстрый гонщик быстрее не благодаря большей частоте шагов. Однако, если мы посмотрим только на верхний плечевой пояс во время одновременного толчка, то там лучшие гонщики достигают большей скорости, используя более быстрый темп толчков, увеличивая скорость отталкивания. Наконец, элитные гонщики могут лучше преобразовывать потенциальную энергию в кинетическую, чем "простые смертные". Это уменьшает потребность в изменении скоростей движения частей тела. Например, классный гонщик лучше использует вынос руки в начальной стадии одновременного толчка руками.
Средняя скорость в гонке на Кубке Мира около 6-7 м/с в зависимости от условий. В беге с увеличением дистанции (после 200м) происходит прогрессивное снижение средней скорости. Лучшие марафонцы бегут примерно на 19% медленнее, чем бегуны на 5000м. Напротив, разница в средней скорости во время 50-километровой классической гонки сравнительно с 10-километровой порядка 5-7%. Главная причина этого удержания скорости в том, что более длинные дистанции подбираются с меньшим перепадом высот, что позволяет развивать более высокую скорость. Другая причина в том, что у лыжника больше общее количество гликогена, доступного для выработки энергии при высокой интенсивности работы, в продолжение всей гонки без достижения предела, вызванного истощением запасов гликогена.
По тем же причинам, нелегко сравнивать гоночные скорости мужчин и женщин. Проблема в том, что они часто соревнуются на разных трассах. Однако, если мы рассмотрим шведскую Васалоппет, то там и те, и другие бегут по одной трассе, одновременно, каждый год. В этой гонке, как сообщал физиолог Бьорн Экблом, победители среди мужчин в среднем на 16% быстрее, чем победители среди женщин. Другие исследования предполагают различия в 14-15% средней скорости. Эта разница больше, чем мы видели в беге или гребле.

МПК профессиональных гонщиков
Единственная физиологическая составляющая, которая наиболее четко отделяет чемпиона по лыжным гонкам от среднего человека, и даже хорошо тренированного от менее успешного гонщика, - это МПК. В непрощающем мире лыжных конок, кажется, нет замены БОЛЬШОЙ МАШИНЕ!
Главный вопрос в исследованиях лыжных гонок заключается в следующем: "Каков наиболее подходящий способ сравнения значений МПК для разных спортсменов?" Один способ - сравнивать абсолютное потребление в л/мин во время теста с максимальной нагрузкой. Это значение представляет максимальную способность спортсмена производить энергию путем аэробного метаболизма, который в основном и используется в лыжных гонках. Если мы сделаем так, то получим впечатляющие значения (5,5-6,5 л/мин), но они не учитывают различия в массе тела. Типичное решение во многих видах на выносливость - сравнивать цифры с поправкой на массу тела. Например, для 70-килограммового лыжника с МПК = 6 л получим скорректированную цифру 85 мл/кг/мин (да, это много, но для элиты вполне обычно). Скажем, у другого лыжника потребление кислорода даже "больше", 6,5 л/мин. Однако, он весит 80 кг, и его МПК "только" 81 мл/мин/кг. Следовательно, более тяжелому лыжнику немного не хватает. Проблема с этим наиболее общим методом сравнения в следующем: условия скольжения меняются каждую минуту. Энергия, необходимая для движения на заданной скорости на данной местности, увеличивается непропорционально весу тела. При подъеме на крутой склон лишняя масса тела скорее значительный негативный фактор. На спуске это плюс! Учитывая изменяющиеся условия, физику, пространственный анализ, тестовые данные и т.д., оказывается, что наиболее точное выражение МПК для лыжных гонок получается при делении потребления кислорода на массу тела в степени 2/3. Ингьер (Ingjer) в 1991 г. показал, что средний МПК для гонщиков мирового класса значительно выше того же показателя для менее успешных лыжников только если его разделить на массу тела в степени 2/3, а не на массу тела. (В нашем предыдущем примере два лыжника с МПК в 85 и 81 мл/мин/кг показывают почти одинаковые значения в 350 при делении на вес тела в степени 2/3). Одно ясно. Команды, добивающиеся наибольших успехов, имеют лыжников с наивысшим МПК.

Что ограничивает МПК?
Ранее я уже обсуждал факторы, ограничивающие МПК, но некоторые дополнительные моменты будут упомянуты здесь. В исследовательском сообществе есть строгое соглашение о том, что перекачивающая способность сердца (а значит, доставка кислорода) ограничивает МПК у многих спортсменов и неспортсменов. Однако, здесь есть ловушка. Для тех спортсменов, у которых действительно высокие значения абсолютного потребления кислорода, регулируемые действительно высокой максимальной сердечной выработкой, оказывается, что другие связи в цепочке доставки кислорода становятся слабым звеном. Если темп течения крови через легкие достаточно велик, предел достигается, когда обедненная кислородом кровь, идущая из правого желудочка сердца, проходит через легкие перед тем как полностью обогатиться кислородом. В этой точке мы можем сказать, что способность легких передавать кислород ограничивает общую доставку кислорода, и следовательно, МПК. Это, может быть, немного больше, чем вы хотели получить. Главное то, что единственным определяющим фактором среди мировой элиты является очень высокий максимальный ударный объем и высокая максимальная сердечная выработка. Как правило, можно предположить, что те парни, которые выигрывают олимпийские медали, имеют значения МПК более 6 л/мин, максимальную сердечную выработку более 40 л/мин и ударный объем свыше 200 мл. Они могут выглядеть совершенно обычным образом, но у них в грудной клетке работает совершенно необычайный насос. Если вы захотите найти лучшее сердце, то вам придется пойти на лошадиные скачки и проверить породистых скакунов!

Нынешние лыжники сильнее тех, кто выступал раньше?
Большая часть роста скоростей в 90-е годы по сравнению, скажем, со 60-ми, происходит из-за усовершенствования инвентаря, техники и подготовки трасс, а не из-за появления более тренированных и талантливых спортсменов. Однако, самые лучшие медленно но верно становятся лучше и в физиологическом смысле. Причинами прогресса являются больший тренировочный объем и большее число конкурентов на дистанции. Вот некоторые данные по шведским медалистам 60-х, 70-х и 80-х гг. (Ulf Bergh and Artur Fosberg, 1992).

МПК

Масса тела, кг

л/мин

мл/мин/кг

мл/мин/кг 2/3

1960-е

5,56

1970-е

6,14

84,9

1980-е

6,33

87,2

У меня нет данных по шведам 90-х годов, но я разговаривал с некоторыми норвежскими специалистами, которые занимались физиологическим тестированием норвежской национальной команды (которая в 90-х побеждала шведов). Сейчас на первом месте находится Бьорн Дэли, его МПК равна 90 мл/мин/кг. Он завоевывал Кубок Мира и выигрывал Олимпиаду. на все виды на выносливость было всего одно или два сообщения о спортсменах, чей МПК подходил к 90 мл/мин/кг. Заметьте, это очень-очень большая редкость, нечто из ряда вон. С КАКОЙ ОН ПЛАНЕТЫ? Индурайн......Морсели......Дэли...... НЕ С НАШЕЙ. НА ВЕРШИНЕ воздух становится все более и более разреженным!

Верхний плечевой пояс в лыжных гонках.
Продвижение тела на лыжах требует интенсивной работы и рук, и ног. Если мы бежим на лыжах с большой скоростью, мы "просим" сердце создавать сильный поток крови сразу в нескольких различных направлениях. Запомните, если нагрузка задействует большое количество мышц (бег, гребля, велосипед для опытных гонщиков), то ограничения по потреблению кислорода заключаются в сердце и его способности поставлять кислород. Тогда, что случится на лыжах, когда мы добавим к максимальной работе ног еще и максимальную работу рук? Ответ: немного или ничего. Лабораторные исследования показали, что добавление нагрузки на руки к максимальной нагрузке на ноги во время теста на МПК увеличивает потребление кислорода только на очень маленький процент или не увеличивает вовсе. Сердечно-сосудистая система работает на постоянном пределе, связанном с поддержанием достаточного кровяного давления в системе. Это очень похоже на то, что происходит в старом доме, если вы принимаете душ, а кто-то открывает кран на кухне, пока кто-нибудь еще находится в туалете. Очень скоро напор воды в душе ослабевает. Чтобы поддержать давление воды в трубах, вы не должны открывать слишком много кранов одновременно. Это верно и для наших сердечно-сосудистых "труб". Когда работа рук добавляется к работе ног, приток крови к ногам тут же снижается из-за сжатия артерий в ногах. Теперь возможно увеличение притока крови к рукам. Тело поддерживает кровяное давление путем контроля степени "открытия" каждой артерии.
При передвижении на лыжах вклад верхнего плечевого пояса в скорость движения варьируется от примерно 10% в классическом попеременном ходе до 100% при одновременно-бесшажном. При подъеме "коньком" (одновременным ходом) верхний плечевой пояс вкладывает 50% или более от общего усилия. Выносливость верхнего плечевого пояса всегда была важна для лыжника. Сегодня, с появлением коньковых ходов, где высока интенсивность работы рук, это еще более важно. Следовательно, было проведено много исследований выносливости верхнего плечевого пояса элитных лыжников-гонщиков и ее влияния на результаты.
Были разработаны специальные эргометры для измерения потребления кислорода во время одновременного толчка руками или во время попеременных движений руками, используемых при попеременно-двухшажном ходе. Устройства различались от переделанной гребного тренажера до очень продвинутых эргометров, которые измеряли выход силы и скорости движения каждой лыжной палки при симулировании "плывущих" движений ног. Было проведено важное сравнение "пикового потребления кислорода", достигнутого при одновременном толчке палками, и МПК, измеренного на дорожке, имитирующей подъем, при беге или езде на лыжероллерах. Для нетренированных людей пик потребления кислорода верхним плечевым поясом был только около 60% максимума для всего тела. Для хорошо тренированных гонщиков соотношение выросло до 70-85%. Примечательно, что для элитных лыжников, протестированных в Норвегии и Швеции (и без сомнения, для других гонщиков мирового класса со всего мира), это соотношение было 90% в среднем, а иногда достигало 95%! Я думаю, что это ценная информация для всех тех из нас, кто хочет улучшить свои результаты. Одна из сфер, в которой заключена слабость многих тренирующихся на выносливость, - это выносливость и мощность верхнего плечевого пояса. Для элитных лыжников в течение сезона вырисовывается интересная картина. МПК для всего тела достигает своего пика в начале сезонной подготовки. Однако, похоже что, пик формы во время соревновательного сезона связан с пиком выносливости верхнего плечевого пояса, измеряемого как пик МПК для верхнего плечевого пояса.

Мышечная сила
Теперь мы подходим к общему вопросу: "Если я тренируюсь хорошо, увеличит ли это мою выносливость?" Неопубликованные наблюдения шведских исследователей (Ekblom and Berg) показывают, что максимальная сила ног лишь ненамного больше, чем у обычного человека. Однако, если проводить тест на выносливость в том же самом движении, таком как 50 приседаний, лыжники сильно превосходят остальных, даже в сравнении с представителями других видов спорта на выносливость (может быть, за исключением гребцов). Это значит, что между максимальной силой ног и их выносливостью нет связи. На практике, лучшие гонщики делают мало или не делают вовсе упражнений с отягощениями для ног. Для более возрастных (старше 50) лыжников я бы порекомендовал программу занятий с отягощениями, только для поддержания мышечной массы.
Совсем другое дело верхний плечевой пояс. Время ускорения на 60 м одновременно-бесшажным ходом сильно связано с пиковым скручивающим усилием, производимым трицепсом при тестировании силы. Лучшие времена показываются теми, у кого сильнее руки. К тому же, здесь в Норвегии заранее уверены, что даже кратковременная интенсивная силовая подготовка верхнего плечевого пояса приводит к увеличению его МПК и выносливости в стандартных нагрузочных тестах на специальном лыжном эргометре.

Что дальше?
Я неоднократно повторял, что МПК для всего тела ограничена сердцем (вместе с выносливостью мышц), неважно сколько у вас мышц и силы. Тогда как может силовая тренировка улучшить выносливость верхнего плечевого пояса и пик потребления кислорода? Здесь есть разница. Общая мышечная масса верхнего плечевого пояса недостаточно велика, чтобы создать максимальный стресс для сердца во время высокоинтенсивной работы. Например, пик ЧСС, достигнутый при тесте на одновременные ходы, может быть на 10-20 ударов ниже, чем при длительном беге на беговой дорожке. Это значит, что в необычных условиях работы на выносливость только верхнего плечевого пояса лимитирующим фактором является не сердце, а мышцы. Следовательно, специальная тренировка, посвященная увеличению силы специфических мышц И выносливости может привести к тому, что большее количество мышц будет задействовано при одновременном толчке руками или в другом лыжном ходе с большой нагрузкой на руки. В летней подготовке элиты обычной является интенсивная тренировка рук, такая как гребля, которая добавляется, чтобы уменьшить разницу в выносливости между верхними и нижними конечностями. Это полезный урок, который многие ветераны могут извлечь из наблюдений за чемпионами

----

День гонки
До сих пор я не упоминал два других важных для выносливости качества, лактатный порог и экономичность движений. В лыжах важны оба, совсем как в других видах на выносливость, но условия в лыжных гонках совершенно специфические с двух сторон. Во-первых, трассы лыжных гонок прокладываются на местности, которая постоянно меняется. Подъемы, спуски, равнинные участки, изгибы и т.д. Следовательно, спортсмен практически никогда не выступает в условиях, которые могли бы называться постоянными. Все это делает лактатный порог менее значимым при предсказании результата. Во-вторых, в отличие от гребли, бега или велосипедного спорта техника, используемая в лыжных гонках постоянно меняется по ходу гонки. Это делает невозможным простое исследование экономичности. Я хотел бы обсудить этот вопрос позже в контексте данных, полученных в соревновательных условиях.
Хорошая гоночная трасса будет иметь равные пропорции равнинных, горных и спусковых участков. Можно оценить расход энергии во время гонки путем анализа сердечного ритма плюс внутренней температуры тела и уровня лактата после гонки. Средняя нагрузка во время гонок на 5 - 30 км для лучших мужчин и женщин находится между 80 и 90% МПК. Это похоже на то, что мы можем видеть в беге или велосипедных "разделках". Однако, в отличие от них в гонке на лыжах участки подъемов выдвигают огромные физиологические требования. ЧСС у элитных лыжников достигает максимального значения во время каждого значительного подъема. Фактически, некоторые лыжники достигают немного большего значения ЧСС на подъеме в гонке, чем во время максимального теста на беговой дорожке. Т.е. лучшие гонщики работают на 100% МПК много раз за одну гонку. На спуске ЧСС падает, но не так сильно, как вы может подумать. Даже если потребность в кислороде на спуске намного ниже, гонщик не получает от этого много. Этот тяжелый дефицит кислорода, накопленный на подъеме, восполняется во время быстрого спуска, так что ЧСС может упасть только на 20 ударов. Затем мы оказываемся на равнине. ЧСС повышается вновь, до 10 - 15 ударов ниже максимума. Анализ гонок Кубка Мира показывает, что победители делают свои самые большие отрывы на подъемах. Вот почему для лыжника так важно иметь самый большой "мотор". Они бегут в подъемы быстрее всех, затем спускаются почти при той же скорости. Бьорн Дэли крушит соперников на подъемах.
Измерения лактатного порога стандартными лабораторными методами показывают, что можно ожидать от элиты. Накопление молочной кислоты во время теста с возрастающей нагрузкой не начинается ранее порога в 85% МПК. Проблема "лактатного порога" кажется имеющей мало отношения к лыжным гонкам. Д-р Эрик Мигинд (Dr. Erik Mygind) в Дании проделал расширенные тесты лучших шведских и датских лыжников-гонщиков в лабораторных и гоночных условиях. Чтобы обеспечить идеальные условия, исследования проводились во время соревновательного сезона, когда спортсмены были в хорошей форме. Только по этой причине спортсмены основного возраста из Швеции отказались участвовать. Т.о., Швеция была представлена юниорами национального и мирового уровня (19 лет). Мигинд обнаружил, что концентрация лактата в крови достигает очень высоких значений в течение нескольких минут после старта и затем остается примерно постоянной в течение 40-50-минутной гонки. Уровень лактата в среднем составляет около 10мМ в конце гонки. У одного гонщика этот уровень был 14мМ после первых 2,5 км и 18мМ после финиша 10 км спустя! Эти находки согласуются с прежними исследованиями других лабораторий, выполненными в 60-х и 80-х годах.
Кто-то может сказать, что уровень лактата увеличивался и падал все время гонки и был высоким только в момент измерений. Маловероятно, т.к. уровень лактата в крови не может восстановиться за такое короткое время, даже при использовании самых лучших методов активного восстановления. Даже 7 минут спустя после окончания гонки уровень лактата почти не изменился у всех гонщиков.
Отсюда мы можем сделать вывод, что "скорость при лактатном пороге" или другие показатели, основанные на лактате, не имеют большого значения при прогнозе на короткие или средние гонки. Это не значит, что увеличение лактатного порога не является важной тренировочной целью для лыжника. Это только означает, что в отличие от легкоатлетического марафона ЛП не устанавливает предел скорости для спортсмена. И победители, и проигравшие терпят во время гонки очень высокие уровни лактата. Способность гоняться при таком высоком среднем уровне молочной кислоты, возможно, также результат тренировки. В одном из исследований лыжников, которые не тренировались, измерялись уровни лактата после 10-километровой гонки, и было получены значения только в 5-7мМ. В этом случае замеры по ходу гонки не проводились.

Экономичность и техника
Теперь мы подходим к другому уникальному аспекту лыжных гонок. Существует МНОГО разных способов пройти в точку А из точки В даже по равнине: попеременно-двухшажный ход, одновременно-одношажный, одновременно-бесшажный, одновременно-двухшажный коньковый, одновременно-одношажный коньковый, двухшажный ход с махами и без махов руками, и это только некоторые из лыжных ходов на равнине. Не существует простого ответа на вопрос об различиях соперников в экономичности передвижения на лыжах.

Коньковый vs Классический ход
Причина, по которой у нас сейчас есть коньковые гонки и классические в том, что без этого разделения все будут бегать только "коньком", классическая техника в конце концов исчезнет во множестве мест. "Конек" быстрее, понятнее и проще. В зависимости от температуры и состояния снега, коньковые гонки на 5-15% быстрее при тех же дистанциях. При очень влажном снеге или крайне сильном морозе разница в скорости снижается. Мы можем сказать, что "конек" примерно на 10% быстрее. Почему? Было выдвинуто и проверено несколько гипотез:
1. "Конек" позволяет спортсмену достичь более высокой аэробной способности по сравнению с "классикой". Другими словами, возможно он создает большую работоспособность.
2. "Конек" позволяет передать большую часть работы на лыжи и увеличить продвижение вперед.
3. "Конек" приводит к уменьшению сопротивления трения.
Вот то, что до сих пор показывали исследования. Сначала рассмотрим первую гипотезу. Это неверно. Исследования не показали никакой разницы в МПК при измерении у одного и того же спортсмена, выступающего в коньковой или классической гонке. Конечно, спортсмен, у которого хромает та или иная техника, это совсем другая история. Однако, на высшем уровне это не причина. Еще в 1986 г. исследования юниоров мирового уровня показали, что места, занятые ими в коньковых и классических гонках, примерно одни и те же. Взгляд на мировой кубок дает то же самое. Одни и те же гонщики занимают первые 10 мест в гонках обоими стилями.
Вторая гипотеза может быть и верной. На равнинном участке при постоянной скорости коньковый ход требует на 10% меньше кислорода по сравнению с попеременным ходом при той же скорости. ЧСС, замеченное усилие и накопление лактата меньше при схожей интенсивности, при сравнении конькового хода с попеременно-двухшажным. Одним из объяснений этого может быть то, что изменения скорости конечностей намного меньше в коньковых ходах. Коньковый ход приводит к более длительному периоду развития скорости для конечностей. Уменьшение повторяющихся ускорений и замедлений конечностей увеличивает экономичность.
Наконец, третья гипотеза, отсутствие держащей мази на коньковых лыжах приводит к небольшому но важному снижению трения и увеличивает скорость при том же приложенном усилии. Т.к. коньковая техника требует немного более низкой стойки, сопротивление воздуха также может быть немного ниже.
Существуют исключения из правила о том, что коньковые ходы более экономичны, чем классические. Классический одновременный ход более экономичен, чем коньковый. (Одновременный коньковый ход САМАЯ экономичная техника). Однако, т.к. одновременный ход задействует меньшую мышечную массу, чтобы произвести работу, то напряжение мышц выше и выше ощутимое усилие. Если одновременный ход наиболее экономичен, почему бы не использовать его все время? Он не позволяет спортсмену использовать свою максимальную работоспособность. Быть эффективным неэффективно, если выдавать слишком мало мощности! Так что, если удар переходит в толчок, когда вы забираетесь в подъем, то победа достанется парню с мощнейшим "мотором", а экономичность вылетает в трубу!
НАИМЕНЕЕ экономичным является классический попеременно-двухшажный ход. В работе Хоффмана и Клиффарда (Hoffman and Cliffard, 1990) исследовались некоторые физиологические переменные при передвижении на лыжах с постоянной скоростью, с использованием различных ходов на равнинном участке. Потребление кислорода было на 33% выше при попеременно-двухшажном ходе по сравнению с одновременным на классических лыжах. Нетрудно поверить, если вы учтете, сколько движений конечностей надо сделать для достижения заданного продвижения вперед. Следовательно, эта техника, наиболее часто используется при подъеме в гору (в классических гонках), где важно распределение высокой нагрузки на возможно большую мышечную массу. Коньковый ход требует примерно на 15% больше энергии, чем одновременный ход, но на 15% меньше, чем попеременный.

Может ли техника решить исход гонки?
Ну конечно, может. Моя "техника", конечно, не дала мне никаких преимуществ во время моей первой гонки (52 км) после всего лишь 3 месяцев тренировок на лыжах! Еще существуют значительные различия в эффективности техники между элитными и "местными" гонщиками при заданной скорости. Элита выделяется технически. Но кого интересует это сравнение. Гонщики мирового класса могут бежать без палок и побить наши результаты. (Я видел, как Томас Альшгорд финишировал в очень важной эстафете с одной палкой и разбитой рукой. Он шел дьявольски быстро!). Что меня действительно интересует, так это: "Как велики технические различия между лучшими лыжниками?" Опять-таки, это сложный вопрос. Часть эффективности в гонке включает в себя выбор техники прохождения различных участков трассы. Вы не может измерить это в лабораторном тесте. Некоторые работы предполагают, что есть лыжники уровня национальной сборной, у которых техника не лучше, чем у региональных гонщиков. На этом уровне есть довольно большие различия. Однако, если вы только взглянете на лыжников мирового класса, то расхождения становятся намного меньше (7% в одной из работ). На этом уровне эффективность не так сильно предопределяет место в соревнованиях. Неэффективные гонщики никогда не добираются до международного уровня. Мы снова возвращаемся к тем, у кого сильный "мотор". Хорошим примером здесь является Бьорн Дэли. Те, кто разбирается в этом, могут сказать вам, что он без сомнения самый техничный лыжник-гонщик. Его одновременный ход заметен даже для новичка. И он ненавидит спринтерские разборки, потому что это его слабое место. Тем не менее ему редко НАДО спуртовать в конце гонки, и он ВЫИГРЫВАЕТ и ВЫИГРЫВАЕТ. Почему? МПК 90 мл/мин/кг, любовь к тренировкам и неутолимая жажда соревнований. Если все это у вас есть, то это ВСЕ, что вам нужно, чтобы выиграть Чемпионат Мира по лыжным гонкам!



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: