Библия онлайн. Русский синодальный перевод Толкование 1 коринфянам 9 глава

В этой главе апостол, кажется, отвечает на некоторые придирки в его адрес.

II. Заявляет о своем праве жить от благовестия и защищает его несколькими аргументами, ст. 3-14.

III. Говорит о добровольном отказе от своих привилегий и прав ради их блага, ст. 15-18.

IV. Перечисляет еще несколько примеров самоотречения ради духовной пользы и спасения других, ст. 19-23.

V. В заключение апостол объясняет, что вдохновляет его поступать таким образом, ст. 24-27.

Стихи 1-2 . Благословенный Павел в своем служении сталкивался не только с оппозицией от внешних, но и с разочарованиями от внутренних. Он подвергался нареканиям, лжебратья оспаривали его апостольский авторитет, старались унизить его достоинство и очернить его репутацию. В частности, это имело место и в Коринфе, городе, где было сделано столько добра через него и откуда он вправе был ожидать благодарности. Тем не менее среди них были такие, что причиняли ему слишком много беспокойства и горя. Некоторые из коринфян сомневались в апостольстве Павла и даже совсем отвергали его. Он отвечает на их придирки в данной главе и притом таким образом, чтобы поставить себя в пример самоотречения ради блага других, к чему он призывал в предыдущей главе. Итак,

1. Он отстаивает свое апостольское призвание и авторитет: Не Апостол ли я?.. Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Быть свидетелем воскресения Христа считалось одним из очень важных требований, предъявлявшихся к претендующим на апостольство. «Не свободен ли я? Не имею ли я тех же самых прав, полномочий и власти, что и прочие апостолы? Разве я не могу требовать того же самого уважения, или почета, или материального содержания, как и они?» Павел зарабатывал себе на жизнь своими собственными руками не потому, что не имел права жить от благовествования, но совсем по другим причинам.

2. В качестве доказательства своего апостольства он приводит успехи своего служения среди них: «Не мое ли дело вы в Господе? Разве не я основал, благодаря благословению Христову на мои труды, церковь среди вас? Печать моего апостольства - вы в Господе. Ваше обращение к Богу через мое служение является подтверждением того, что моя миссия от Бога».

3. Он совершенно справедливо укоряет коринфян за их неуважение к нему: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол.., ст. 2. Я трудился так долго и с таким успехом среди вас, что вам следовало бы более, чем другим, признавать и почитать меня, а не подвергать сомнению мое апостольство». То, что коринфяне подвергали сомнению апостольство Павла, было с их стороны большой неблагодарностью.

Стихи 3-14 . Утвердив свой апостольский авторитет, Павел заявляет далее о своих правах, принадлежащих его служению, в частности о праве на материальное обеспечение.

I. Он перечисляет свои права, ст. 3-6. «Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа, и получать материальную поддержку не только для самих себя, но также и для них?» Хотя Павел был одинок в то время, но он имел право жениться, если бы захотел, и брать свою жену с собою и рассчитывать на содержание церквей как для самого себя, так и для нее. Или один я и Варнава не имеем власти не работать? (ст. 6).

II. Павел приводит ряд аргументов в подтверждение своих прав.

1. Из обычной практики людей и их расчетов. Каждый, кто посвятил себя какому-то делу в этом мире, рассчитывает жить за счет этого дела, ст. 79. Воины получают содержание за свою службу. Земледельцы и пастухи питаются от плодов своего труда: Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (ст. 7-9). И для служителей естественно и вполне разумно ожидать средств к существованию от своего труда.

2. Из иудейского закона: По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? (ст. 8). Разве это простой человеческий обычай, установление чисто человеческого ума? Нет, это согласуется и с законом Моисея. Бог повелел в законе, чтобы не препятствовать волу есть зерно, которое он молотит. Но за кон этот был дан Богом, главным образом, не ради волов, не из заботы о них, но для того, чтобы научить людей проявлять заботу о тех, кто работает на нас или кто трудится для нашего блага, - они должны вкушать от плодов своего труда, ст. 10. Нельзя заграждать уста тому, кто самоотверженно трудится ради нашего духовного блага.

3. Из требований простой справедливости: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? То, что они сеяли в них, было несравненно лучше того, что надеялись пожать от них. Они были орудиями в руке Божией, и через них коринфяне получили большие духовные благословения. Неужели они не могли претендовать на свою долю в их телесном для поддержания своего существования? Получив через апостолов так много благ, неужели они не желали сделать для них немного добра?

4. Павел ссылается на ту поддержку, какую коринфяне оказывали другим служителям: «Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?.. Вы содержите других служителей и признаете это вполне справедливым. Но кто может претендовать на поддержку коринфской церкви более меня? Кто так много потрудился для вашего блага или так послужил вам, как я?»

Заметьте: Служители должны быть почитаемы и обеспечиваемы согласно их заслугам. «Однако, - говорит апостол, -мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благочествованию Христову. Мы не настаиваем на своих правах, но предпочитаем оставаться в нужде ради служения интересам Евангелия и содействия спасению душ». Он предпочел лучше отказаться от своего права, чем своими притязаниями на него препятствовать своему успеху. Он отвергал себя, чтобы не подать соблазна, но отстаивал свои права, чтобы своим самоотречением не навести нарекания на служение как таковое. Кто великодушно пренебрегает своими правами, тот наиболее усердно ходатайствует о правах других. Ясно, что апостол руководствовался в данном случае чувством справедливости, а не себялюбием.

5. Апостол ссылается также на постановление древних иудеев: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? (ст. 13). Если иудейские священники питались от святынь, приносившихся в жертву, то неужели Христовы служители не могут питаться от своего служения?» Он утверждает, что и Христос дал такое же повеление: «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (ст. 14), - они имеют право на материальное содержание, хотя и не должны требовать его или настаивать на нем». Долг членов церкви - обеспечивать материально своих служителей, согласно повелению Христа, хотя это не является обязанностью каждого служителя - требовать или принимать это обеспечение. Он может отказаться от своих прав, как Павел, и не согрешит при этом, но кто отказывает ему в поддержке, тот нарушает повеление Христа.

Стихи 15-18 . Здесь Павел говорит о том, что он несмотря на все это отказался от своих привилегий, и объясняет причины этого отказа.

I. Он говорит им, что отказался от своих прав еще в прошлом: Но я не пользовался ни чем таковым.., ст. 15. Он получал помощь от других, но не от них, и у него были на это при чины. И сейчас он пишет об этом не для того, чтобы настаивать на своих правах. Хотя он и защищает свои права, однако не претендует на них, отказывается от них ради блага коринфян и ради Евангелия.

II. Причина этого отказа была в том, что он не хотел лишиться своей похвалы: ...для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою, ст. 15. Под похвалой подразумеваются не хвастовство, или самомнение, или жажда похвал от людей, но возвышенное чувство удовлетворения и утешения. Его единственным стремлением было проповедовать Евангелие, никого не обременяя при этом. Он решил не лишаться этого удовлетворения среди коринфян. Для него лучше было умереть, чем лишиться своей похвалы, то есть чем дать повод говорить о себе, что он труду предпочитает вознаграждение. Нет, он готов был отвергнуть себя ради Евангелия.

Заметьте: Слава служителя в том, что он предпочитает успех своего служения материальным интересам, что он отвергает себя ради служения Христу и спасения душ.

III. Павел утверждает, что его самоотречение приносило ему гораздо больше удовлетворения и радости, чем проповедование Евангелия: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (ст. 16). Это мой долг, мое призвание, это труд, на который я поставлен как апостол гл 1:17. Это необходимая обязанность моя, и если я не проповедую, то я изменяю своему долгу, нарушаю ясно выраженное повеление, и горе мне». Тот, кто поставлен на это служение, обязан проповедовать Евангелие. И горе ему, если он не делает этого. Но никому, ни одному проповеднику Евангелия не вменено в обязанность совершать свой труд даром. Возможно, иногда, при некоторых обстоятельствах, он должен проповедовать, не получая содержания за свой труд, но право на него он сохраняет и вправе ожидать его от тех, среди кого он трудится. Когда же он отказывается от этого права ради Евангелия и ради душ, то проявляет при этом самоотречение, лишает себя своих прав и привилегий, делает сверх того, что требует от него долг служителя. Горе ему, если он не благовествует, но иногда он должен настаивать на содержании за свой труд, и всякий раз, когда он воздерживается от этого, лишает себя своего права, хотя иногда человек может чувствовать себя обязанным так поступать, из долга любви к Богу и ближнему.

Заметьте: Отказываться от своих прав ради блага других - это высокое достижение, оно удостоится особой награды от Господа. Ибо IV. Апостол говорит, что если мы выполняем свой долг добровольно, то получим щедрое воздаяние от Господа: Если делаю это добровольно, то буду иметь награду... Толь ко добровольное служение достойно Божией награды. Бог обещает награду не за сухое исполнение долга, а за сердечное, добровольное, радостное. Если мы не прилагаем сердца к нашим обязанностям, то они станут отвратительны для Него; это будет лишь мертвое тело религии, без жизни и духа. Служителям вверено новозаветное домостроительство, или управление, Лук 16:2. Добровольные слуги Христа не потеряют своей награды, и она будет пропорциональна их верности и усердию, а ленивые и недобровольные рабы будут призваны к ответу.

V. Подводя итог, апостол делится с коринфянами утешительной надеждой на большую награду, какую он ожидал за свое замечательное самоотречение: За что же мне награда?.. (ст. 18). За что я ожидаю воздаяния от Бога? ...За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безвозмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании. Или: «Не настаиваю на своих правах так, чтобы повредить великой цели моего служения, отказываюсь от них ради нее». Использовать свою власть во вред целям, для которых она дана, означает злоупотреблять ею. Апостол никогда не пользовался своей властью или своим правом на материальное обеспечение своего служения, так чтобы это могло препятствовать целям его, но добровольно и охотно отвергал себя ради славы Христа и спасения душ.

Стихи 19-23 . Беря повод из предыдущего рассуждения, апостол упоминает несколько других примеров того, как он отвергал себя и отказывался от своей свободы ради блага других.

I. Он заявляет о своей свободе (ст. 19): Будучи свободен от всех... Он был свободным человекам, римским гражданином. Никому не был рабом, ни от кого не зависел материально, но всем поработил себя, чтобы больше приобрести Он вел себя, как раб, трудился для своего обеспечения, как раб. Он старался угождать, как раб угождает своему господину. Он во многих случаях вел себя, как если бы не имел никаких прав, и делал это для того, чтобы больше приобрести, то есть иметь больше обращенных в христианство. Он делал себя рабом, чтобы они могли стать свободными.

II. Он перечисляет несколько примеров того, как он делал себя рабом всех. Он приспосабливался ко всем категориям людей.

1. Для иудеев и подзаконных был как иудей и как подзаконный, чтобы приобрести их. Он покорялся закону, чтобы достичь подзаконных и расположить их сердца к Христу.

2. Для чуждых закона как чуждый закона.., то есть для язычников, как обращенных, так и не обращенных в христианство. В вопросах несущественных, не имеющих принципиального значения, он мог приспосабливаться к их обычаям и нравам ради их блага. Он мог рассуждать с философами на их собственном языке. Среди обращенных язычников он вел себя как человек, свободный от иудейских законов, хотя и не как беззаконник, но как подзаконный Христу. Он не нарушал законов Христа из угождения или потворства какому-либо человеку, однако был снисходительным и приспосабливался ко всем людям, когда это могло быть сделано законно, ради приобретения хотя бы некоторых из них. Будучи апостолом язычников, Павел мог, казалось бы, не считаться с иудеями, и тем не менее ради их блага, желая приобрести хотя бы некоторых из них для Христа, он, пренебрегая своим правом действовать иначе, сообразовывался с их обычаями и законами в некоторых случаях. Он не был щепетильным до мелочей.

3.Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных.., ст. 22. Павел не презирал и не осуждал их, но становился таким же, как они, как один из них, воздерживаясь ради них от пользования своей свободой и остерегаясь, чтобы не поставить камня преткновения на их пути. Он воздерживался от нее всякий раз, когда они могли, по слабости разумения истины или по силе своих предрассудков, впасть в грех или отступить от истины Евангелия и возвратиться в язычество из-за его свободного поведения. Он отрекся от себя ради них, ради того чтобы приобрести их души. Короче для всех он сделался всем, что бы спасти (всеми законными средствами) по крайней мере некоторых. Он не мог грешить против Бога во имя спасения своего ближнего, но с радостью готов был отказаться от себя. Права Божий он не мог предать, но от своих отказаться мог, и очень часто поступал именно так ради блага других.

III. Он приводит причину такого образа действий (ст. 23): Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его, то есть для чести Христа, Кому принадлежит Евангелие, и для спасения душ, для которых оно предназначено, чтобы и они стали причастниками всех его привилегий вместе с апостолом.

Заметьте: Сердце, горящее ревностью о Боге и жаждущее спасения людей, не будет защищать и отстаивать свои права и привилегии во вред этим целям. А кто пользуется своей властью в благовестии не к созиданию, а к разрушению дела Божиего, тот злоупотребляет ею.

Стихи 24-27 . В этих стихах Павел дает понять, что вдохновляло его действовать подобным образом. Он ожидал славную награду - нетленный венец. Он сравнивает себя с бегунами, подвизающимися в Олимпийских состязаниях, хорошо известных коринфянам, потому что они проводились по соседству с ними: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду?.. (ст. 24). Итак,

I. Он побуждает их исполнять свой долг: «...Так бегите, чтобы получить. Христианское ристалище совершенно другое, чем ваше, где только один добивается награды. На нем могут получить награду все бегущие. Вы все можете бежать так, чтобы получить ее. Это должно вдохновлять вас прилагать все усердие и мужество, быть постоянными в вашем стремлении. Если вы будете хорошо бежать, то не останетесь без успеха. К тому же, допустимо благородное соревнование, вы должны стараться превзойти другого. И кто первым достигнет неба или получит более высокую на граду в этом благословенном мире, тот славно подвизался. Я бегу со всем рвением, и вы поступайте так же, видя меня бегущим впереди вас».

II. Он дает им указания, как они должны бежать, более полно представляя перед ними свой личный пример.

1. Участвующие в спортивных играх должны соблюдать режим: «Все подвижники воздерживаются от всего.., ст. 25. Во время тренировок состязающиеся придерживаются строгой диеты и дисциплины. Они отказываются от пищи, какую употребляют в другое время, и от многих привилегий, какими обычно пользуются. Разве христиане не должны тем более отказываться от своих привилегий ради такой славной цели, как предстоящая им на небесах награда? Подвижники обычно скудно питаются, причем простой пищей, во многом отказывая себе, ради того чтобы быть готовыми к состязанию. Так же поступаю и я; так должны поступать и вы, по моему примеру».

2. Они не только воздерживались от всего, но и приучали себя к трудностям. Те, кому предстояло участвовать в спортивной борьбе, во время тренировок били воздух, по выражению апостола, или размахивали руками, готовясь к настоящей борьбе с реальным противником. В христианской войне невозможны подобные упражнения. Христиане постоянно участвуют в реальной борьбе. Их враги всегда находятся в жестокой оппозиции к ним и постоянно преследуют их. Поэтому христиане должны всегда противостоять им, никогда не покидать поля боя, не сдаваться и не ослабевать. Они должны подвизаться не так, как те, что только бьют воздух, но сражаться против своих врагов во всей их силе. Одного врага Павел упоминает здесь - наше тело; его надо держать под контролем, усмирять и порабощать и таким путем держать в повиновении. Под телом следует понимать плотские желания и влечения. Апостол поставил своей задачей сдерживать, обуздывать их, и коринфяне должны были подражать ему в этом.

Заметьте: Кто хочет преуспевать духовно, тот должен усмирять свое тело, подавлять его сопротивление и держать его в подчинении, упорно сражаться с плотскими похотями, не предаваться излишествам и не желать языческих жертв, не есть их, не угождать своей плоти, с риском повредить душе брата своего. Тело должно служить духу, а не господствовать над ним.

III. Апостол, желая убедить коринфян следовать его совету, прибегает еще к одному аргументу, взятому из того же примера с подвижниками на ристалище.

1. Они подвергали себя всяким ограничениям и суровым правилам для получения венца тленного (ст. 25), а мы нетленного. Победители в спортивных состязаниях увенчивались венками из увядающих листьев и веток лавра или оливкового дерева. Но христиан ожидает нетленный венец, неувядающий венец славы, наследство нетленное, хранящееся на небесах для них. Если тот кто в перспективе имеет всего лишь ничего не стоящие восторженные крики толпы и венок из листьев, может подвергать свое тело суровым лишениям, то неужели христианин, надеющийся получить венец славы, не может приложить всех усилий, что бы поработить свои плотские наклонности и победить грех?

2. Участники в спортивных состязаниях бегут на неверное. Бегут все, но один получает награду, ст. 24. Никто из бегущих не уверен, победит он или нет. Но подвизающийся христианин не в таком неопределенном положении. Каждый может бежать так, чтобы получить награду, но только при условии, если будет держаться намеченного курса, следовать путем предписанного долга, что и означает, как полагают некоторые, бежать не так, как на неверное.., ст. 2 6. Если греческие бегуны прилагали все силы, хотя только один из них мог получить награду, то неужели христиане, каждому из которых гарантирован венец, не должны проявить гораздо больше усердия?

3. Павел предупреждает об опасности, грозящей ему самому и им в случае, если они будут уступать своим плотским наклонностям, лелея тело и потворствуя его похотям: Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (ст. 27), отвергнутым, не получившим одобрения, кому судья не присудит венца.

Заметьте: Проповедник спасения может потерять спасение. Он может другим указывать путь к небу, но сам никогда не войдет туда. Апостолу был необходим святой страх, чтобы сохранить верность, сколь больше этот страх необходим нам?

 1 Павел имел право жить от благовествования, но не пользовался им. 19 «Для всех я сделался всем, чтобы спасти... некоторых». 24 О порабощении тела.

1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не моё ли дело вы в Господе?

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

3 Вот моё защищение против осуждающих меня.

4 Или мы не имеем власти есть и пить?

5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

7 Какой воин служит когда-либо на своём содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

9 Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог?

10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?

14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.

16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!

17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если не добровольно, то исполняю только вверенное мне служение.

18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:

20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

21 для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;

22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.

25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного.

26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;

27 но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Первое послание к Коринфянам апостола Павла, 9 глава

Слушать ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ глава 9 онлайн

1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

3 Вот мое защищение против осуждающих меня.

4 Или мы не имеем власти есть и пить?

5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

7 Какой воин служит когда‑либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?

14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.

16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!

17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.

18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:

20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

21 для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;

22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.

25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного.

26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;

27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

Павел истинный Апостол и его права как Апостола (1–14). Ап. добровольно отказался от права получать вознаграждение за свою проповедническую деятельность в силу усвоенного им принципа самоотречения (15–22). Какие опасности предстояло испытать Апостолу Павлу если бы он отказался идти дорогою добровольного отречения (23–27)

У Ап. Павла в Коринфе было немало противников (ср. 2Кор. 12:11-18), которые старались унизить его авторитет как Апостола. Даже то обстоятельство, что он не хотел пользоваться вознаграждением за свои проповеднические труды, ставилось ему в вину его противниками, которые видели в этом доказательство того, что он сам не считал себя равным другим Апостолам Христовым. В виду таких нападок на него, Ап. доказывает сначала, что он истинный апостол, в особенности для коринфян, что он имеет все права апостола и должен пользоваться содержанием от коринфской общины, как всякий трудящийся, как напр. священник, служащий алтарю, пользуется доходами от алтаря, хотя на самом деле Ап. этим правом не воспользовался, чтобы не положить преграды для своей проповеди о Христе.

1Кор.9:1. Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

Ап. еще в последних стихах VIII главы сказал, что для пользы братьев своих он готов на самоотречение. Теперь эту мысль он раскрывает, но предварительно считает нужным указать, что у него есть от чего отрекаться, что то, от чего он добровольно отказывается, ему принадлежит в действительности. – «Не Апостол ли я?» Кажется, правильнее будет этот вопрос поставить, согласно со многими древними рукописями, на втором месте, а первым – вопрос: «не свободен ли я?» Так будет переход от VIII главы к IX гораздо последовательнее. В предшествующей главе он обращался к людям сильным верою, которые гордились своею христианскою свободою. В настоящей главе он ставит себя в сравнение с этими людьми и спрашивает их, ужели они не признают, что он вполне обладает такою свободою? Затем, он указывает на то, что он действительно Апостол Христов. Так как, при поставлении Апостола на место Иуды было высказано требование, чтобы новый Апостол был из числа постоянных спутников Христа (Деян. 1:22), то Павел говорит, что и он «видел» Иисуса Христа, конечно во время путешествия в Дамаск. Это видение, как известно, и было посвящением его в апостольское достоинство Самим Христом. Ап. при этом называет Христа «нашим Господом» для того, чтобы обозначить Его как Главу Церкви, Который Один имеет право призывать кого либо к апостольскому служению (ср. Гал. 1и Деян. 1:26). Это – первое доказательство истинности его апостольства. Но так как противники его могли назвать означенное видение игрой воображения, то Ап. Павел считает нужным дать второе доказательство своего апостольства: он указывает на основание им Церкви в Коринфе, которая есть его «дело». В чем же сила этого доказательства? Ап., как он говорит во II (1–2 ст.), явился в Коринфе слабым, беззащитным. Мог ли он надеяться, что дело его здесь будет иметь успех? Нет. Однако, дело его оказалось прочным. – Церковь в Коринфе была основана и стала процветать. Кто же помог ему в этом случае, как не Христос – Господь, призвавший его?! (дело мое – в Господе).

1Кор.9:2. Если для других я не Апостол, то для вас Апостол ; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

1Кор.9:3. Вот мое защищение против осуждающих меня.

Раскрывая последнюю мысль, Ап. заявляет, что Коринфская Церковь прямо может быть названа «печатью», которую поставил на его апостольском служении Сам Господь. – «Осуждающим меня» – правильнее: производящим дознание (о правильности моего апостольства).

1Кор.9:4. Или мы не имеем власти есть и пить?

1Кор.9:5. Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

1Кор.9:6. Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

Ап. имеет право получать содержание от Коринфской Церкви. – «Мы», т. е. я, Варнава и, может быть, Тимофей и Сила, принимавшие участие в основании Церкви Коринфской как сотрудники Ап. Павла. – «есть и пить» – конечно, на счет коринфской христианской общины. – «Иметь спутницею сестру жену». С греч. точнее перевести: «сестру, т. е. сестру по вере – как жену». Вульгата переводит: «жену как сестру» – конечно, для того чтобы найти здесь основание для целибата духовенства. Новый английский перевод разделяет оба выражения так: «сестру, жену». Правильнее – первый перевод: «сестру, т. е. христианку как жену», потому что Ап. далее ссылается на пример других апостолов, которые, по свидетельству древности, все были женаты, исключая Иоанна (Климент Алекс. и Амвросиаст). – «Братья Господни» – см. Мф. 13и паралл. места. – Ап. таким образом хочет сказать, что и другие Апостолы и он, если бы были женаты, в праве были получать содержание от основанных ими христианских общин не только на себя, но и на своих жен. – «Варнава» хотя не был призван Самим Христом, как Ап. Павел, к апостольскому служению, но тем не менее, как его сотрудник, (Деян. 13 и сл.; Гал. 2 и сл.), он занимал высокое положение. – «Не работать» – конечно, для снискания себе пропитания.

1Кор.9:7. Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

Ту же мысль о своем праве на содержание Ап. подтверждает ссылкою на обычай, повсюду соблюдаемый, по которому воин получает содержание, виноградарь – доход с виноградника и пастух пользуется молоком от своего стада. Примеры эти Ап. выбрал, вероятно, потому, что народ Божий часто изображался у пророков под образами войска, виноградника и стада.

1Кор.9:8. По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

1Кор.9:9. Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

Эта ссылка на общераспространенный обычай здесь подкрепляется указанием на божественное право или на закон Моисеев. – «Вола молотящего». Пшеница на востоке молотилась так, что по разложенным снопам гоняли лошадь или быка, которые копытами своими и выбивали зерна из колосьев или же запрягали животное в небольшую телегу, в которой стоял работник и правил волом. – «О волах ли печется Бог?» Давая означенный выше закон, Бог, собственно, заботился не о животных, которым Он всегда мог послать пищу от Себя. Он хотел этим пробудить в евреях добрые чувства по отношению к их работникам. Если уже – должны были сказать себе евреи – о волах Господь так заботится и учить нас быть к ним добрыми, то насколько более Он обязывает нас быть добрыми по отношению к разумно-свободным существам, работающим на нас?!

1Кор.9:10. Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

«Или, конечно, для нас говорится»? Лучше перевести так: «или – если невозможно допустить, чтобы Бог говорил ради волов – не ради ли нас в полном смысле этого слова (πάντως) сказал это (Бог)?» – «Ради нас» – т. е. для того, чтобы установить между вами, людьми, правильные отношения. Некоторые толкователи относят это выражение только к проповедникам Евангелия, но Ап. ясно противополагает волам не апостолов, а людей вообще. – «Ибо кто молотит» – это вторая половина стиха читается в разных кодексах различно. По александрийским рукописям, а также по Ватиканскому и Синайскому кодексу нужно перевести это место так, как передано в русском переводе. Но с этим чтением согласиться трудно, потому что в нем обе работы – пахота и молотьба – уравниваются между собою, тогда как в Св. Писании первая представляется очень тяжелою, а вторая – легкою и составляющею часть работ по собиранию хлеба, как бы являющеюся праздником для труженика-пахаря (ср. Пс. 125:5, 6). Поэтому лучше принять здесь чтение других, греко-латинских, древних рукописей как более отвечающее мысли Апостола, т. е. переводить так: «кто пашет, должен пахать с надеждою (она подкрепляет пахаря в его тяжелой работе) на то, что он при молотьбе не останется без награды» (как это случилось бы, если бы ему, как волу, был завязан мешком рот). В отношении к молотильщику выражение «с надеждою» в самом деле является совершенно неподходящим, потому что молотьба – дело верное, не то что посев, который может и не дать плода.

1Кор.9:11. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

Ап. прилагает теперь пример из жизни земледельца к самому себе и своим сотрудникам. Но он выставляет при этом коринфянам на вид, что они даже не могут достаточно вознаградить его за его деятельность, потому что его дело – духовное, а содержание, какое они должны были ему дать, – дело плотское. След., не может быть какой-либо особой притязательности в том, что Ап. высказывает свои права на содержание, которое должно ему идти от Коринфской Церкви: это – такая малость по сравнению с тем, что дал коринфянам Ап. Павел.

1Кор.9:12. Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

«Другие» – это или местные, коринфские, проповедники, или же иудействующие, пришедшие из Иерусалима. – «У вас власть» – точнее: власть над вами или право получать от вас содержание. – «Однако мы не пользовались». Об этом Ап. говорит обстоятельно ниже (ст. 15). Здесь же Ап. высказывает это, не имея сил сдержать своего негодования при упоминании о противниках своих, взводивших на него различные обвинения. Далее он снова продолжает начатую выше мысль. – «Все переносим» – ср. 2Кор. 11:24-27. – «Поставить преграды благовествованию». Конечно, если бы Ап. стал, по примеру философов и странствующих риторов, брать плату за свои проповеди, то многие могли бы во-первых приравнять его к риторам и философам и на самое Евангелие посмотреть как на философскую систему, а во-вторых, могли обвинить Апостола в том, что он распространяет Евангелие в личных интересах, чтобы больше получить доходу с своих учеников.

1Кор.9:13. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?

Здесь речь идет очевидно о еврейском, левитском священстве, потому что Ап. не мог употребить слово «святилище» в приложении к языческому храму, который он называет «капищем» (1Кор.8:10). – «Священнодействующие» – точнее: «заботящиеся о богослужении». Здесь разумеются все левиты, в том числе и священники. – «Служащие алтарю» – это священники. – Левиты получали десятины от народа и часть жертвенных даров, а священники – часть левитской десятины и части жертв.

1Кор.9:14. Тáк и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

Здесь Ап. приводит доказательство уже неопровержимое – именно заповедь Самого Господа. Он имеет в виду, конечно, то, что передано ев. Матфеем (Мф.10:10; ср. Лк. 10:7). – Ясно, что Ап. смотрит на проповедничество как на особый род служения, установленный Самим Господом Иисусом Христом. Тогда как прочие верующие занимаются делами своей профессии, проповедники должны оставить свои работы («оставить сети свои» должны были и Апостолы), чтобы исключительно заняться попечением о душах человеческих. Поэтому Церковь, которой они служат, обязана заботиться об их содержании. Это имеет приложение и к христианскому духовенству и устанавливает за ним право на получение содержания от его паствы.

1Кор.9:15-22. Как ни несомненны права Апостола Павла на получение содержания от христианских общин, однако он добровольно отказался от этого своего права. Мотивом для него в этом отказе служило то соображение, что его проповедническое служение было для него лично не заслугою, а обязанностью пред Христом. Самоотречение свое Ап. простирал даже дальше отказа от вознаграждения. Во всей своей деятельности как проповедника он жертвовал своею свободою там, где этого требовала польза ближнего, спасение людей.

1Кор.9:15. Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы тáк было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.

Ап. говорит о своем отказе от своих прав на вознаграждение для того чтобы дать урок тем из коринфских христиан, которые не хотели, во имя своей свободы, отказаться от вкушения идоложертвенного мяса. – «Я не пользовался». Ап. начинает отсюда говорить о себе в един. числе, потому что то, о чем он говорит, имеет значение только для него лично. – «Чтобы так», т. е. чтобы дали мне содержание, как другим учителям. – «Похвалу мою», т. е. то чем я справедливо горжусь (именно мой отказ от содержания).

1Кор.9:16. Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!

Почему Ап. хотел бы лучше умереть, чем лишиться славы безмездного учителя веры? Потому что самым учением или проповедью он не может гордиться – совершение этого служения есть для него дело необходимости, долга. Тогда как 12 Апостолов пошли за Христом по свободному решению, Ап. был принужден взять на себя проповедание Евангелия язычникам, иначе его ждало осуждение (Деян. 9:5).

1Кор.9:17. Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.

Если бы Апостол по собственному желанию выступал на поприще проповедания о Христе, то это могло бы быть ему поставлено в похвалу. Между тем он пошел на это дело не по своей воле: подобно доверенному рабу (ср. Лк. 12:42, 43), он должен исполнить поручение господина, не ожидая никакой награды.

1Кор.9:18. За чтó же мне награда? За тó, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

Апостол однако не хочет исполнять порученное ему дело как раб. Он хочет делать его как человек свободный, как друг Того, Кто поручил ему это дело. Для этого он решил проповедовать безмездно. – «За что же мне награда»? т. е.: «каким же способом я решил добиться награды от Господа? (без награды Ап. не хочет работать). Так, что благовествуя безмездно, я этим делаю то, что мне не было вменено в обязанность. Этим я равняюсь с 12-ю Апостолами, которые добровольно примкнули к Господу».

1Кор.9:19. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:

Самоотречение Ап. Павла не ограничивается его отказом от содержания: оно простирается на всю его деятельность. Всегда он отказывался от своих прав там, где этот отказ мог принести пользу ближнему. Он подчинялся чужим привычкам, чтобы большее число верующих приобрести для Христа.

1Кор.9:20. для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

1Кор.9:21. для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;

1Кор.9:22. для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

Здесь Ап. раскрывает мысль о своем подчинении другим («я всем поработил себя»). – «Для иудеев... для подзаконных». Первое выражение обозначает народность иудейскую, а второе обнимает всех, исполнявших закон, как иудеев, так и иудейских прозелитов из язычников. – «Как иудей... как подзаконный». Ап. разумеет здесь те уступки, какие он делал, вступая в общение с людьми, привыкшими смотреть на закон Моисеев как на обязательный для каждого иудея и смущавшимися всяким нарушением этого закона. В виду этого Ап. Павел совершил обрезание над Тимофеем (Деян. 16:3), дал обет в Кенхрее (Деян. 18:18) и совершил над собою обряд назорейского очищения по предложению Ап. Иакова (Деян. 21:26). – «Для чуждых закона как чуждый закона». Ап. ставит себя наряду с христианами из язычников, для которых не было обязательно соблюдение закона Моисеева. Хотя он был иудей родом, но сознавал себя, как христианин, освобожденным от исполнения предписаний закона, которые не могли представлять собою вечной ценности, как общенравственный закон. Но вместе с этим он «не был чужд закона перед Богом» т. е. в своей внутренней жизни был подчинен истинному закону, воле Божией. – «Подзаконен Христу». Этими словами Ап. разъясняет, что он подчинился высшему закону Божию чрез то, что сначала подчинился Христу. Во Христе он получил и закон, руководящий его внутреннею жизнью.

Таким образом Ап. различает три ступени жизни: 1) жизнь без закона, когда человек руководится в своей деятельности только природными склонностями, 2) жизнь под законом, когда закон является для человека чем-то внешним и принуждает его к послушанию и 3) жизнь в законе или жизнь христианина, когда человеческая воля составляет единое с божественным законом, находясь под действием духа Христова. – «Немощные» – это недостаточно утвержденные в вере христиане, о которых шла речь в VIII главе. «Приобрести» их – значило: не дать уклониться снова в иудейство или язычество, что могло бы случиться, если бы Апостол для них не ограничивал своей свободы, не был «как немощный. – Сделался всем» – лучше: «всяким» – и иудеем, и подзаконным и т. д.

Конечно, Апостолом руководили при этом не какие-либо личные цели, а одна любовь. Но во всяком случае эта способность Апостола приспособляться к чужим мнениям могла подать повод обвинять его в оппортунизме , и его, действительно, обвиняют в этом. Справедливо ли? Есть оппортунизм двоякого рода. Некоторые из современных богословов, видя, что обществу трудно поверить в чудеса, описываемые в Библии, стараются представить веру в чудеса как совершенно излишнюю для истинного благочестия: сущность Евангелия – говорят они – не в чудесах! Понятно, что такая уступка духу времени совершенно не может быть оправдана, потому что она изменяет самое понятие о христианстве, как религии, засвидетельствовавшей о себе знамениями и чудесами (Евр. 2:4). Бывает также, что проповедники христианской нравственности вычеркивают из своей программы все, более строгие требования Евангелия, чтобы привлечь к себе людей из среды образованного общества, а иногда жертвуют догмою христианства, церковною дисциплиною, которую считают обязательною только для простого народа. Такой оппортунизм причиняет существенный вред истинному христианству, потому что он поощряет неверие, нравственную распущенность и привязанность к наслаждениям чувственным. Христианство в таких случаях является полуистиною, только воображаемою силою и, в лучшем случае, только окольным путем в Царство Небесное. Но есть оппортунизм совершенно другого рода. Иной проповедник Евангелия обладает способностью глубоко проникать в тайны чужой души. Любящим взором он видит все, что волнует и смущает чужую душу, и вот, когда ему приходится обращаться со словом увещевания к такой душе, он идет на уступки, смягчая суровость своих обличений, хотя и не жертвует при этом существенными требованиями Евангелия и догмою. Таков и оппортунизм Ап. Павла. Это не иное что, как проявление его высокого смирения и самопожертвования на пользу ближнего. Терпимость этого оппортунизма не безгранична: он не допускает, чтобы каждый мог спастись по-своему (изречение Фридриха Великого), и это вполне доказал Ап. Павел, когда он выступил с резким обличением против Ап. Петра, который своими уступками иудействующим в Антиохии мог совершенно погубить то дело, которое там путем долгих усилий удалось сделать Ап. Павлу (см. Гал. 2:14).

1Кор.9:23-27. До сих пор Апостол говорил о том, что отказываться от своего права вкушать идоложертвенное мясо и от некоторых других прав следует в виду пользы, какую принесет наш отказ нашим ближним. Отсюда – и до 22 стиха X главы – он начинает разъяснять коринфянам, что того же требует и их личное спасение, которое весьма затруднится для них, если они, без всякого соображения с обстоятельствами, будут пользоваться своими правами. В рассматриваемом заключении IX главы Апостол, прежде всего, ставит на вид, что и сам легко бы мог лишиться спасения, если бы захотел отступить с дороги самоотречения.

1Кор.9:23. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

Апостол столько делает уступок из своих прав ради Евангелия ввиду того, чтобы самому сделаться участником того спасения, о котором он проповедует другим. Мысль о будущей награде, обещанной всем, любящим Бога, никогда не покидает его: он хочет получить венец победы из рук Праведного Судии.

1Кор.9:24. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.

Чтобы ближе представить пониманию читателей эту, постоянно преследующую его мысль о будущей награде, Апостол сравнивает свое положение с положением лиц, участвовавших в так называемых истмийских играх. Эти игры происходили в Коринфе через каждые два года, и, подобно древнегреческим играм (олимпийским, немейским) состояли из пяти упражнений: прыганье, метанье диска, беге наперегонки, кулачной и простой борьбе. Вся Греция с живейшим участием относилась к этим играм, и победитель был приветствуем всеобщим восторгом. Во время своего двухлетнего пребывания в Коринфе на этих играх мог присутствовать и Ап. Павел. Он вспоминает только о беге в перегонки и кулачной борьбе. – «Бегут все, но один получает награду», т. е. много есть охотников получить на ристалище награду, многие бегут к цели, но только один кто-нибудь, особенно сильный в вере, получает награду. – «Так бегите», т. е. подобно этому сильнейшему бегуну, собравши все свои силы, и только в таком случае вы получите (многие, конечно, а не один) небесную награду от Праведного Судии. Бег Коринфян должен состоять, конечно, в упражнениях духовных и, преимущественно, в самоотречении.

1Кор.9:25. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного.

Уже за десять месяцев до игр участники их начинали подготовляться к ним и при этом вели очень воздержанный образ жизни, чтобы каким-либо излишеством не ослабить свое тело. Эта воздержанность соблюдалась не только в отношении к недозволенным наслаждениям, но и к таким, какие были допустимы с нравственной точки зрения. Так и христианин должен воздерживаться не только от греховных радостей, но и от такой, которая сопровождается или может сопровождаться потерею времени или ослаблением нравственной силы. И это тем более обязательно для христианина, что он получает в награду не простой венок из листьев – символ всеобщей похвалы человеческой, а венец нетленный.

1Кор.9:26. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;

1Кор.9:27. но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

«Я бегу» т. е. стремлюсь все дальше и дальше по пути христианского самоусовершенствования (ср.Флп. 3:13, 14). – «Не так, как на неверное», т. е. не так, чтобы не иметь в виду определенной цели, и не видеть ясно пути, ведущего к этой цели. – «Бьюсь» – Ап. здесь имеет в виду кулачную борьбу, в которой удары наносятся в грудь противника, чтобы повалить его на землю, а не расточаются даром, мимо. – «Усмиряю... тело мое». Вот тот противник, на которого падают удары Апостола! Он имеет здесь в виду свой телесный организм (не плоть , как седалище греха), который он подвергает всяким лишениям, чтобы сделать его послушным орудием в своих руках. Вместо «усмиряю», или, точнее, «сваливаю ударом кулака» (υποπιάζω) некоторые кодексы читают: «разбиваю» или «подставляю синяки под глаза» (υπωπιάζω). Кажется, второе чтение более отвечает предшествующему выражению: бьюсь. Ап. обозначает этим словом (υπωπιάζω) все лишения, каким он подвергал свое тело – ночную работу для добывания себе пропитания и проч. (ср. 2Кор. 6:4-5, 11:23-27; Деян. 20:34, 35).

«Дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Но все эти подвиги Апостола в его глазах не представляют собою чего либо особенного. Это просто дело необходимости. Без них он сам мог лишиться той награды, к получению которой он возбуждал других. – Христианскому пастырю, стремящемуся спасать других, не следует забывать и о собственном спасении, которое требует от него личных подвигов воздержания. И не только ему, как герольду, приглашающему на борьбу («проповедую» – κηρύσσω), но и всем христианам, следует помнить, что жизнь христианина должна быть постоянной борьбою человека даже с естественными своими склонностями, как скоро для человека является опасность увлечься желаниями мира. Борьба с ветхим человеком (Рим. 6:6) должна вестись с неослабевающей энергией в течении всей жизни христианина и при этом вести ее надо умеючи, по всем правилам духовной борьбы, для того чтобы достичь желанного успеха.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

В продолжение своей речи из 8 главы Павел на собственном примере показывает отношение к правам. И своё отношение к Богу и к братьям.Главная забота Павла о том, чтобы его поведение никого не преткнуло и не отвернуло от христианства. Проявление любви в жертве собственными правами ради блага братьев своих и защиты благовестия - Павел показал не на словах, а на собственном примере, добровольно отказываясь от множества своих прав.

9:1 1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Павел в продолжении беседы о том, что не всякая свобода приносит пользу делу Божьему и соверующим (свобода, например, есть и пить в капищах, как считали в Коринфе) показывает, что и он, как апостол, имеет множество разных прав поступать так или иначе. Однако дальше он покажет различие между правом и его осуществлением. И что он часто не пользуется своими апостольскими правами - ради пользы собраний, подчёркивая тем самым мысль о необходимости думать больше не о своей свободе с правами, а о том, чтобы, размахивая своей правовой свободой, нечаянно не «убить» при этом своих соверующих. Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
Сам по себе факт существования собрания христиан в Коринфе по причине благовествования Павла - и есть живое доказательство тому, что Павел совершает дело Господа, и в Коринфе - налицо духовные плоды его апостольской деятельности.

9:2 Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе.
Христиане Коринфа, стоящие в Господе несмотря на множественные трудности и испытания в вере - должны сами понимать, что собою они подтверждают и доказывают апостольство Павла, словно печать ставят на «удостоверение» личности Павла: ведь благодаря помощи этого апостола они и смогли стать христианами.

9:3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
Эти слова говорят о том, что в Коринфском собрании некоторые христиане подвергали сомнению апостольский авторитет Павла. И для того, чтобы заградить уста осуждающим Павла, лукавствующим и упрекающим его в нечистоте некоторых деяний (в данном случае - в материальном обогащении за счёт собраний) - он и привёл только что собрание Коринфа - в качестве прямого доказательства своему апостольству.

9:4-6 Показывая различие между правом и его осуществлением, Павел перечисляет множество своих прав, которыми пользуются остальные апостолы, а сам он - ими не пользуется:
Или мы не имеем власти есть и пить?
Павел имеет право пользоваться гостеприимством собраний, но старается их не обременять лишний раз заботами о своих личных нуждах.

Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Павел имеет право жениться на духовной сестре, но не женат
Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Павел имеет право не работать, но работает. Своё право не работать, а жить за счёт благовествования, он защищает на наглядных примерах.

9:7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
Павел говорит о праве быть на содержании у собраний - на примере буквального воина, виноградаря и пастука.
Если он - воин Господа, «виноградарь и пастух» в собраниях, то он имеет полное право быть на содержании у собраний: для благовествующего - это так же нормально, как и для воина, виноградаря и пастуха - питаться от плодов своей деятельности. И, напротив, было бы абсурдом считать, что воин должен служить государству - за свой счёт, а пастух и виноградарь - не имеют права есть виноград и пить молоко от стада.

9:8-10 8 По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Чтобы сомневающиеся в Павле не решили, что он говорит отсебятину, Павел привёл в качестве основания своему рассуждению - слово Бога:
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? 10 Или, конечно, для нас говорится?
В древности вол молотящий (пашущий или трудящийся при обмолоте хлебных злаков) - по ходу труда своего мог подбирать зерно или щипать траву. У хозяев не возникало мысли запрещать волу "перекусывать" или не давать ему корм: это естественно - кормить трудящегося вола. Абсурдно как раз другое - не давать волу возможности поесть.

Приведя цитату из закона Бога о волах молотящих, Павел раскрывает значение повеления прошлого – для настоящего времени: как абсурдно не кормить вола молотящего - так же абсурдно думать, что не надо помогать в нуждах благовестнику, трудящемуся в духовном
Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое .

Откуда Павел знает, что повеление о волах - относится и к проповедующим христианам? Хорошее знание Писания и святой дух открыл Павлу принцип отношения Бога к тем, кто трудится на благо народа Божьего: по закону Моисееву предусмотрена возможность «пашущему волу» - насыщаться от рук тех, на кого он пашет. Если вола не подкармливать, он обессилит и не сможет молотить хлеб.

В сообщении о волах в законе - Павел показал коринфянам прекрасный наглядный пример образу проповедников, «молотящих» духовный хлеб.
Стало быть, проповедники «молотят» с надеждой получить духовные всходы в тех, кому они проповедуют (в этом их надежда). А кто возрастает духовно на "трудах" Павла, тому совсем несложно будет понять и то, что Павел время от времени нуждается в самом необходимом (например, хочет кушать) и имеет право ожидать гостеприимства со стороны тех, ради кого он трудится в слове. И ожидания Павла - не его собственный каприз или вымысел: трудиться с надеждой получить отдачу в духовном плоде, проявленном на деле заботой о трудящемся - им позволяет сам Бог.

9:11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
Духовное, бесспорно, намного ценнее материального (телесного, необходимого для тела), ибо даёт жизнь вечную. Но и без пищи - не обойтись. И если Павел кормит собрания ценным духовным хлебом, обеспечивающим жизнь вечную для них, то почему бы и Павла не покормить хлебом обычным, обеспечивающим жизнь для Павла на один день?

9:12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?
Здесь - к ульминация рассуждения Павла о правах и свободе ими пользоваться, которая была распространена в Коринфе и претыкала немощных в вере: Павел прекрасно знает принцип свободы действий в рамках исполнения воли Господа, но ради интересов Церкви сознательно воздерживается от многого:
Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

Ведь кроме знания о возможности поступать свободно – христианин должен ещё познать принцип христианской любви и долга сохранять всех, за кого умер Христос - для Бога и Христа Его, не ставя пред ними преграду для восприятия благой вести.

Почему может возникнуть преграда от проявления свободы пользоваться какими-то своими правами - со стороны «сильных»?
Потому, что проповедовать словом - хорошо, но если при этом делать то, от чего смущаются слушающие - то явление ДЕЛА сильнее воздействует на них, чем явление слова. Ведь если я говорю, например, о мерзости поклонения «богам» языческим, а сам хожу в капище, то кто же поверит моим словам?
Или если я красиво рассказываю о том, как христианин должен трудиться своими руками, а сам постоянно обираю собрания - то как же поверят словам моим?
И таким образом я сам воздвигну преграду действию слова Божьего с в слушающих - одной только свободой быть на содержании у собраний христиан (в чём некоторые лукавствующие христиане Коринфа и упрекали апостола)

9:13,14 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
Другой пример древности поможет не только подтвердить мысль о необходимости поддерживать благовестников, не успевающих трудиться для себя лично из-за большой загруженности труда в слове - но и поможет позже христианам Коринфа понять мысль, что, питаясь от жертвенника бесовского, - они становятся частью поклонения бесам.
Но пока что на этом примере Павел снова показывает
своё право пользоваться услугами и помощью от собрания, ибо благовествование - это духовная жертва:
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
Павел отстаивает своё право получать средства к существованию от собраний только для того, чтобы подчеркнуть, что не собирается им пользоваться:

9:15 но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
Павел не считает лично для себя возможным пользоваться собранием для удовлетворения своих личных насущных нужд и садиться на «шею» их обеспечения, обременяя этим соверующих. Для Павла иметь репутацию «сидящего на шее собрания» - так уж лучше умереть: он трудится над организацией собраний не для того, чтобы потом обеспечить себе хорошую жизнь за их счёт. А исключительно для того, чтобы обрести их всех для Бога.
(как мы узнаем позже, в Коринфе были и такие христиане, кто упрекал Павла в тайном обирании собраний -2Кор.12:16 ).

9:16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую
Ведь если я возвещаю Радостную Весть, чем мне хвалиться? Это мой долг, меня обязали его исполнять! Горе мне, если я не буду ее возвещать! (Радостная весть)
Павлу было поручено благовествование, но похвала его не в том, что этим он сможет зарабатывать себе на жизнь. А в приобретении людей для Бога и Христа Его.
Он не представляет себе жизнь без благовествования и делает то, что ему нравится делать, для него это - не работа, чтобы за неё ожидать «зарплату» от собраний, а деятельность, приносящая удовольствие и удовлетворённость смыслом жизни. Он счастлив уже тому, что ему поручено дело благовествования, какая же ещё может быть награда? Удовлетворённость же жизнью, как известно, сама по себе уже достаточная «плата» за его выбор трудиться в деле Господа и собраний.

9:17 Ибо если делаю это добровольно, то [буду] иметь награду; а если недобровольно, то [исполняю только] вверенное мне служение .
Если бы он по своей инициативе это делал - можно было бы рассчитывать на вознаграждение. Но если это поручено Богом, то он в этом деле - как служитель Бога, обязанный исполнить Его поручение. С какой же стати его должны вознаграждать люди за то, в чём он обязан пред Господом? Это - его личный выбор - исполнить порученное, поэтому христианин не должен рассчитывать на то, что от благовествования он материально обогатится (позже он сказал, что следует держаться подальше от тех, кто рассчитывает обогатиться от благочестия - исполнения воли Бога, в том числе - и от проповеднического служения, 1Тим.6:5).
Поэтому Павел и не рассчитывает на материальное вознаграждение от собраний (в отличие от тех лжеапостолов, кто "сидит на шее" собраний (
2Кор.11:20 ).

9:18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании .
Так в чем состоит мое вознаграждение? В том, что я безвозмездно возвещаю Радостную Весть и не пользуюсь правами, которая она мне предоставляет. (Радостная Весть)
Павел показывает, в чём, в каком именно виде следует ожидать награду благовествующему христианину, любящему Бога и воспринимающему Его поручения, как свою святую обязанность пред Ним. Его награда лишь в том, что от Бога он имеет возможность и способность благовествовать, не перекладывая на плечи собрания материальную заботу о себе - в качестве обязанности о нём заботиться.

Потому, хотя Бог и позволяет жить от благовествования за счёт соверующих, однако, духовно зрелый апостол Павел понимает, что "сидеть на шее" у собрания за то, что он исполняет поручение Бога - это неправильно. И в этом - его принципиальная личная позиция:
никому не дать повода подумать, что проповедует он ради наживы, как это делают сегодня многие современные пастыри.
(позже он разоблачит тех лже-апостолов, которые злоупотребляли этой властью, обирая собрания начисто -2Кор.11:20 )

9:19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
Далее Павел разъясняет, как выглядит его свобода во Христе по сравнению со свободой христиан Коринфа: он использует свою свободу не для удовлетворения своих личных нужд или желаний, а исключительно как раб христианского долга. Ибо долг христианина - заботиться не о собственном благополучии, а о том, чтобы больше приобрести для Бога людей, достойных спасения. Потому ему приходится своё личное - отодвинуть на дальний план, а на первый план ставить интересы тех, кого он приобретает для Бога через благовествование и своё богобоязненное поведение.
Далее Павел показывает принцип приобретения кого-либо для Бога: каждый христианин должен стараться быть деликатным и думать не только о том, как он сам воспринимает то или иное в духовных учениях. Но и - о чувствах слушающих: в том, что не является грехом - уступать не только можно, но и нужно. Только так можно сделаться всем для всех, чтобы приобрести хотя бы кого-то из них для Бога (см. Де.16:1-3 )

9:20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
Для того, чтобы иудеям легче было откликнуться на благую весть и принять Христа – он не козырял своей полной свободой от Моисеева Закона, а при необходимости во избежание их преткновения - соблюдал указания ветхозаветной обрядности, хотя и знал, что это несущественно и он имеет полное право от Бога всё это не признавать (Деян.21:26).

9:21 для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона ;
Хотя исполнение многих привычных с детства для Павла пунктов из Моисеева закона никак не противоречили вере в Христа, живя среди язычников, Павел, тем не менее, предпочел не смущать их, дабы они не решили, что то, что сам Павел делает по природе будучи воспитан среди Иудеев - обязательно для исполнения и среди других верующих на уровне закона Христа.
Он не навязывал им обрезания и совершения обрядов по Моисееву закону, зная от Бога, что конец закону - Христос; не спешил осуждать их стиль жизни, не упрекал их «с порога» в том, что идолов понаставили в ареопаге и бесам поклоняются, но деликатно искал, что можно найти в их веровании такого, чтобы переключить их внимание на Бога-Вседержителя и Христа Его
(Деян.17:16, 22,23)

То есть, Павел все свои способности в христианской свободе направил на то, чтобы найти гибкие подходы к людям с разными религиозными взглядами, характерами, обычаями и заинтересовать слушающих благой вестью независимо от того, кто был перед ним: откровенный язычник или иудей. О своих личных нуждах он не беспокоился вовсе, обходясь малым.

9:22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых .
Среди немощных Павел предпочитал не применять свою свободу. Он показал на примере идоложертвенной пищи, что лучше отказаться от «священного» мяса, чем этой трапезой помешать немощным принять Христа. Павел не желал, чтобы они преткнулись, решив, что или Павел –беззаконник или Христианская свобода - это широкий путь с необязательным исполнением заповедей Божьих.
С теми, кто считал себя сильным в вере, Павел обращался по силе их, не щадил ни в обличениях, ни в выговорах. С немощными в вере он поступал с учётом их совести, ничем не провоцируя их делать то, к чему они настороженно относятся или в чём пока что сомневаются.

Для всех сделался всем - не означает, что с пьяницами, например, Павел вёл себя, как пьяница, а с хамами - как хам.
Просто Павел старался не обременять людей лишним и не вырывать их из привычной среды жизни - всегда и везде, если это было возможно сделать, не нарушая заповедей Бога.
Например, если бы Павел проповедовал в местности, где к галстуку относятся плохо, Павел вместо того, чтобы требовать от других носить галстук - снял бы свой даже в случае, если бы до этого носил его всегда.

И всё это Павел делал не как приспособленец, желающий угодить и нашим и вашим, чтобы для всех казаться хорошим и иметь от этого личную корысть хотя бы в виде почитания его авторитета или каких-то услуг.
А исключительно ради того, чтобы слушающие его - возжелали приближаться к Богу и служить Ему.
И именно потому, что Павел стремился угождать не людям, а Богу - люди его за это и недолюбливали.

9:23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
Соучастником или стать участником - не только в смысле проповеди Евангелия, но и в духовном возрождении от слова Божия и в получении обетований, обещанных этим Евангелием.
Основная задача апостола сводилась к поиску желающих идти к Богу путём Христовым.
За каждого новичка в собрании он боролся, поступаясь личными желаниями и, ограждая делающих первые шаги - от огорчений со стороны «крепко стоящих на ногах» в вере. За что, собственно, и получал от «сильных» - большие порции неприязни к себе.

9:24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
Христиане Коринфа знали, что означает победитель участников в массовом забеге на какие-то дистанции. Приняв Христа, все они также сделались участниками Евангелия - «забега» для получения на «финише» вечной жизни, только дистанция этого «соревнования» - длинною во всю оставшуюся жизнь христианина.
И для того, чтобы получить награду от участия в этом «соревновании» - нужно постараться добежать в первых рядах, то есть, приложить большие усилия, а не просто с наслаждением прогуливаться по стартовой дорожке, надеясь на свои права свободного передвижения, «петляя зигзагами» и отвлекаясь налево и направо по пути к финишной черте.

9:25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного.
И если участники спортивных соревнований прикладывают колоссальные усилия, отказываясь от многих своих прав и воздерживаясь от многих удовольствий - всего лишь ради получения лаврового венца победителя соревнований, то насколько же больше следует прикладывать усилий и отказываться от гораздо большего для приобретения вечной жизни - христианину, участнику Евангелия.
В Коринфе, похоже, над этим вообще не задумывались, считая, что христианство - это один из способов жизни с множеством личных благословений в виде множества удовольствий.

9:26,27 26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.
Павел приводит им личный пример участника «забега» к Богу: его стартовая дорожка к Нему - это не прогулочная тропинка с домами отдыха по обочинам. И бег его по жизни – не похож на иллюзию бега, не приносящего пользы: ежедневная изнурительная борьба над усмирением своих собственных желаний ради того, чтобы, проповедуя другим весть о спасении, самому при этом не оказаться недостойным спасения.
Проповедь Евангелия и становление христианина праведным по слову Божиему - не разделимы. Всё это в совокупности составляет Христианский путь, угодный Богу.

К чему Павел это сказал христианам Коринфа? К тому, что в Коринфе посвящали много времени проповеди, но совсем ничего – сохранению откликающихся на проповедь и тому, чтобы следить за собственной праведностью. Что может происходить и сегодня со всеми проповедниками Евангелия.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: